продвижение изобретений на рынок
Публикуйте концепцию и возможно инвестор заметит Вас!
ПСИХОСОМАТИКА В КУЛЬТУРЕ ЛИЧНОСТИ И СОЦИУМА |
19-12-2023 |
Тезис о взаимосвязи и взаимовлиянии друг друга тела и психики кажется уже давно известным и неопровержимым, так же, как тезис о влиянии социума на личность и (в той или иной степени) личности на социум. Часто, однако, упускается из виду то, что эти факты связаны между собой в реальности теснейшим образом.
Исходя из положения о существовании практически неизвестных и неиспользуемых в нашей жизни резервов человеческой психики, мы утверждаем, что развитие личноcти в рамках того или иного социума неизбежно акцентуировано.
Это утверждение базируется на том, что каждому социуму присущи:
1. Определенный уровень развития психики. Ее определенное состояние.
2. Определенный уровень развития тела.
3. Определенный способ их взаимодействия и применения в деятельности; связи с окружающим миром.
Все эти характерные черты заключены в рамках единой культуры, присущей каждому конкретному социуму. Поэтому мы можем говорить о спектре заболеваний, относящихся конкретно к тому или иному социуму. Спектре, охватывающем все патологии: от чисто психических до чисто соматических заболеваний. Более того, мы утверждаем невозможность существования социума сколько-нибудь длительное время без наличия характерных для него заболеваний, ибо любая культура не может удовлетворить при развитии личности все заложенные в ней потенциальные возможности и потребности. А именно это и является предпосылкой заболевания. Даже в том случае, если мы будем всесторонне развивать личность мы не можем делать это одновременно каждую секунду и минуту. А этих промежутков вполне достаточно для изменения сознания и психики, которые, не являясь сами по себе (возможно) патологическими, могут через некоторое время спровоцировать болезнь тела.
Культура тела неизбежно окультуривает мысль. Культура мысли неизбежно окультуривает тело. Весь вопрос в том, как это происходит конкретно. Какова их взаимосвязь?
Мы утверждаем примат психики над телом и в то же время их неотделимость в нашем бытии друг от друга. Это центральная догма наших дальнейших рассуждений.
Понятия и принципы культуры формирует личность в строго заданном направлении, которое характеризуется определенным, конкретным психическим состоянием, в рамках которого происходят характерные психические процессы.
При изменении психического состояния личность выходит за рамки конкретной культуры социума. Это глобальное психическое состояние, определяемое социумом, мы называем типом психики или социальной акцентуацией личности. Следствием этого является то, что любая личность, любой характер обязательно акцентуированы в той или иной степени, т.е. развиты неравномерно сильно в одной области в ущерб другим (т.е. негармонично).
Именно в результате этого и возникает, по нашему мнению, те или иные заболевания как следствие недоразвития психических и телесных задатков, заложенных генетически. Все заболевания расплата за упущенные потенциальные возможности развития психики и тела. В этой связи можно перефразировать известное выражение из Гамлета: Нет ничего ни полезного, ни вредного, это все политические состояния делают их тем или другим.
Если мы подойдем к высказанным выше положениям с другой стороны, то неизбежно возникает следующее предположение! "Если тело и психика связаны теснейшим образом и если мы принимаем примат психики над телом (к этому вопросу мы вернемся ниже) то, следовательно, путем изменения психических состояний мы сможем избавиться от тех или иных болезней соматического характера. Однако, излечившись таким образом от заболевания, характерного для данного социума, мы рискуем заболеть другим Если только не перейдем в структуру другого социума. Но и это не является гарантией от патологических процессов Каков же выход?"
Здесь необходимо отметить, что переход из структуры одного социума в структуру другого для сформировавшейся личности крайне сложен и почти невозможен. Причина этого в том, что формирование психики личности, ее включение в структуру данного социума происходит уже с момента рождения и даже ранее. Глубинные комплексы, заложенные в раннем детстве, играют громадную роль в нашей жизни, они определяют принадлежность нашей личности к культуре социума, в котором мы живем. Таким образом, уже о момента рождения наша свобода ограничена с тем, чтобы мы могли развиваться, двигаться в русле того социума, где родились и будем жить; формировались в строго определенной системе. Без этого условия наше развитие было бы невозможно. Однако рано или поздно мы начинаем испытывать на себе ограниченность системы, в которую мы включены. (В принципе мы испытываем ее всегда - это неизбежное условие возникновения патологий). Но в момент осознания этой ограниченности мы начинаем путь к освобождению личности от рамок социума, стремимся избавиться от подсознательных комплексов, накапливающихся в течение всей жизни, чтобы дать реализоваться тому компоненту психики, который в рамках культур человечества совершенно игнорировался и не получал должного развития. Тому, что на самом деле составляет большую часть нашей психики, нашего "Я". Тому, что в Западной традиции философии в психологии мы называем " бессознательное".
Множество различных школ психотехники Востока и Запада разработали множество путей, ведущих к этой цели. Но дело в том, что независимо от метода и средств овладения своими нереализованными возможностями, мы неизбежно идем к цели через сознание, которое уже несет на себе отпечаток культуры взрастившего нас социума. Только при достижении полной реализации заложенных возможностей (что вряд ли достижимо) мы, может быть, сможем выйти за рамки духовной культуры социума. Однако на практике мы можем наблюдать различных людей, овладевших своей психикой и телом, в той или иной степени свободных от рамок психологии социума, в котором они живут, и практически здоровыхКак же это можно согласовать с высказанным выше?
Здесь мы вынуждены вернуться к вопросу о первичности и главенствующей роли в нашем бытии психики и тела человека. Не вдаваясь в пространную аргументацию своей точки зрения (ибо эта проблема увела бы нас далеко за рамки данной статьи), мы хотим обратить внимание на следующие факты:
1. Основное отличие человека от животных заключено в его духовности. Именно развитие психики определяет всю нашу культуру и образ жизни
2. В обществе человек в первую очередь рассматривается как личность и производитель и только потом как индивид и потребитель.
3. Учитывая теснейшую взаимосвязь тела и психики, мы вынуждены признать, что именно потребности и мотивы определяют в первую очередь наши действия, а через них и наш физический облик, а не генетически заложенные в нас возможности. Они реализуются (как было отмечено выше) лишь в рамках, определенных cоциумом, т.е. под влиянием психики конкретного человека в окружающих его людей. Из громадного запаса заложенных в генетическом коде реализуется лишь одна возможность.
Вот вкратце основные соображения , позволяющие нам постулировать примат психики над телом. Психики - а не сознания. Исходя на него мы сможем ответить на поставленные выше вопросы.
Во-первых, нет людей абсолютно свободных от окружающего их общества, и поэтому
во-вторых, нет людей, абсолютно здоровых.
Есть относительно свободные и относительно здоровые в той или иной мере. Главное не излечение, а приспособление к действительности.
В здоровом теле - здоровый дух. Но что есть здоровье? Мы до сих пор не располагаем точным определением того понятия. Принимая постулат о первичности психики, мы можем оказать: "Здоровый дух - здоровое тело". А здоровый дух, в свою очередь, - дух, развивший свои потенциальные способности. Но здесь мы вновь вступаем в порочный круг. Ведь выше уже было сказано о невозможности полной свободы от ограниченности социума. Все дело в том, что мы забыли важнейшее условие существования человека - адаптацию к окружающему миру и гармонию с ним. Достигнуть этой гармонии гораздо легче, чем добиться "полной" свободы от социума. Беда нашей цивилизации в том, что современное человечество, составляющие его социумы дисгармонируют с природой чрезвычайно сильно. В принципе та дисгармония прослеживается во всех культурах, когда-либо существовавших на Земле. Однако в настоящее время та дисгармония" приняла катастрофический характер. Эта дисгармония - в нас самих. Условием же достижения гармонии с миром является некоторый уровень духовной свободы человека, достижимый при наличии духовной жизни. Там, где есть духовная жизнь, есть и гармония с окружающим миром и, следовательно, состояние относительного здоровья, которое более или менее устойчиво к меняющимся условиям, провоцирующим патологические изменения тела и психики в ярко выраженной форме. Кроме того, необходимо заметить, что духовная жизнь, как мы ее понимаем, - это процесс, которому присущ чрезвычайно ярко выраженный поступательный характер. Это в первую очередь развитие скрытых, ущемленных системой социума психических и, следовательно, телесных возможностей человека. Таким образом, возникающие патологии исчезают в процессе развития духовной жизни личности. При условии правильно выбранного пути развития своих психофизических качеств. Но это уже другая тема.
Автор: М.З.Воробьев
Содействие в участии в зарубежных выставыках и конференциях: от подачи завки и подготовки рекламного материала до самого проведения. Подбор кадров для представительств зарубежных компаний и организаций.
Любые Ваши коммерческие идеи мы превратим в логически законченный, наглядно оформленный документ (бизнес-план), который можно преподнести инвесторам и партнерам..
И на вашу почту всегда будут приходить только самые интересные и отбрные новости нашего проекта.
* В данный момент новости возможно получать только по каналу RSS
Главная | Обратная связь | Карта сайта
2005-2020 © inventors.ru - продвижение изобретений на рынок