продвижение изобретений на рынок
Публикуйте концепцию и возможно инвестор заметит Вас!
ДРУГИЕ ПРАВИЛА |
28-02-2023 |
Специфика регионального рынка ERP-систем способствует экспансии петербургских интеграторов по всей России.
Ситуация на рынке систем управления ресурсами предприятия (ERP-систем) Северо-Запада несколько отличается от картины, сложившейся по стране в целом. Прежде всего, здесь очень уверенно чувствуют себя отечественные разработчики систем комплексной автоматизации предприятий. Одновременно по динамике развития местный рынок отстает от общероссийского на год-два.
Главные факторы, определившие "особость" регионального рынка, сложились еще в советские времена. Так, низкий уровень проникновения ERP объясняется прежде всего наличием большого количества промышленных предприятий (уникальное производство - самая сложная "тема" для автоматизации). В этом, однако, и залог возможного успеха местных компаний (сильных программистов, к слову, тоже можно причислить к советскому наследию): получив опыт автоматизации сложных производств, они смогут активно продвигать свои услуги на общероссийском рынке, особенно в промышленных регионах.
Здесь климат иной
По оценкам экспертов, расстановка сил на российском рынке ERP в целом выглядит примерно так: первое и второе места среди производителей подобных систем (по объему продаж и количеству внедрений) занимают SAP и Oracle соответственно. На третьей позиции обосновался Microsoft Business Solutions (MBS). Все это - зарубежные разработки. В Петербурге и на Северо-Западе они пока приживаются с трудом.
"Особенность местного рынка - в заказчиках, большинство из которых испытывает нехватку финансовых средств для внедрения "тяжелых" западных систем, - рассказывает генеральный директор компании "АНД Проджект" Илья Пантелеев. - Поэтому сейчас внедряются в основном системы российских разработчиков и занимают здесь серьезную долю. ERP-системы первой "тройки" внедряют предприятия региона, работа которых "завязана" на экспортных поставках, которые стремятся сократить цикл подготовки выпуска новых продуктов на рынок и конкурировать с западными производителями".
"Отставание петербургского рынка (да и рынка всего Северо-Запада) от общероссийского имеет несколько очевидных причин. Среди них - отсутствие в регионе крупных нефтегазовых компаний (не считая нескольких дочерних подразделений), которые являются флагманами российского рынка ERP-систем; небольшое (относительно, например, Центрального региона и Сибири) количество очень крупных предприятий и доставшаяся в наследство от СССР структура промышленности", - рассуждает руководитель отдела маркетинга AddITy Consulting (группа компаний " АйТи") Лариса Витзон.
"Большой процент промышленных, особенно военно-промышленных и научно-исследовательских предприятий в Петербурге является не тормозом, а "запасом", отложенным спросом в отношении ERP-систем, - считает начальник отдела продаж Северо-Западного отделения корпорации "Галактика" Елена Миролюбова. - У большинства подобных предприятий задача автоматизации финансово-хозяйственной или производственной деятельности была решена еще средствами советских ЕС ЭВМ, и подобные программы часто работают до сих пор. Так что вопрос о комплексной автоматизации для многих производств - только вопрос времени и денег. Существует большая вероятность, что они обратят свое внимание именно на российские разработки".
Go West
Противопоставление российских и западных продуктов на российском ERP-рынке - занятие, ставшее традиционным. Сторонники отечественного производителя упирают на то, что наше ПО недорогое и полностью "заточено" под российскую специфику. Апологеты заграничных систем упирают на функциональность и продуманность (все-таки история ERP за рубежом насчитывает не один десяток лет; кроме того, размеры инвестиций в разработку несопоставимы). И "иностранцы", похоже, берут вверх.
"Главной тенденцией российского рынка можно считать все более очевидное предпочтение западных систем уже не только со стороны крупных, но и средних компаний, - отмечает генеральный директор московской компании IBS Сергей Мацоцкий. - Западные системы представлены сейчас практически на всех сегментах рынка. Например, даже компания SAP, традиционно считавшаяся поставщиком систем для крупных предприятий, уже два года успешно продвигает на российском рынке также решения для малых и средних предприятий".
Участники рынка прогнозируют, что отечественным разработчикам под давлением западных игроков придется изменить профиль деятельности - отойти от предложения комплексных систем в сторону "совмещения" отдельных наиболее удачных модулей с западными системами. Как рассказал Мацоцкий, в середине 1990-х годов, когда наблюдался бум создания отечественных ERP-систем, компания IBS пыталась оценить шансы на разработку собственного продукта. "Просчитав тенденции развития рынка, мы отказались от данной идеи, полагая, что гораздо эффективнее создать высококвалифицированные команды консультантов по внедрению общепризнанных западных систем, нежели пытаться конкурировать с ними", - вспоминает Мацоцкий.
По словам руководителя службы маркетинга компании " Компас" Таисии Лебеденко, этот разработчик приоритетно развивает наиболее успешные и востребованные на рынке модули, в особенности управление персоналом: "Российский расчет зарплаты традиционно трудноват для западных систем".
При этом компании, работающие с западными системами, согласны на подобное разделение бизнеса. "Многим нашим заказчикам удобно решать задачи бухгалтерского учета в отечественных системах. Мы не пытаемся их переубедить и создаем интегрированные решения", - комментирует директор по маркетингу Columbus IT Partner Ольга Демина.
Многие, впрочем, считают, что о конце отечественных комплексных ERP-систем говорить преждевременно. "На российском рынке и так уже осталось не много комплексных систем наших разработчиков. На "вылет" с рынка еще до прихода западных систем влияли самые разные факторы: кризис и дефолт, ошибки в стратегии и тактике развития продукта, - комментирует Елена Миролюбова. - Оставшиеся - самые сильные игроки, и вряд ли они будут вытеснены с рынка. Во-первых, функциональные возможности лучших отечественных систем достигли уровня западных; во-вторых, они полностью отражают специфику ведения российского бизнеса. И, в-третьих, ценовая политика отечественных разработчиков намного привлекательнее западных. Лишь те отечественные разработчики, которые к настоящему времени не смогли накопить критическую массу клиентов, функционала и т.п., действительно переходят к решению отдельных задач на предприятии, не претендуя на комплексность".
Игорь Якобсон, главный эксперт компании "Компас", также полагает, что "вероятность выжить у российских комплексных ERP-систем больше, чем умереть". "Даже когда западные производители приближают цену лицензии к российской, они не идут на уменьшение стоимости услуг, - говорит Якобсон. - Непросто настраивать системы вдали от разработчиков, недешево стоит обучение консультантов и т.д. Кроме того, есть своя прелесть в том, когда автор системы, ее ядра всегда под рукой".
Тем не менее можно констатировать, что в ближайшие годы будет наблюдаться стремление российских компаний занять некие "ниши", совместив свои решения с западными системами. "Если вспомнить о том, сколько лет разрабатываются и внедряются комплексные системы класса ERP на Западе, становится понятно, что российские разработчики отстают прежде всего по времени. Однако у наших компаний есть возможность использовать опыт и ресурсы, настраивая западные системы под специфику российского рынка, а также создавая отраслевые решения на базе этих систем", - уверена директор департамента системной интеграции компании " Рексофт" Анна Громова.
С прицелом на будущее
До сих пор основная часть заказов в сегменте ERP-систем приходится на установку отдельных модулей. Самая частая причина для этого - отсутствие свободных средств. Однако, как отмечает начальник отдела бизнес-приложений Digital Design Владимир Макаренко, есть еще ряд психологических факторов, которые влияют на такое положение дел. Среди них, например, желание заказчика убедиться в надежности интегратора. "В России мало случаев успешного внедрения полнофункциональных ERP-систем. В основном расходятся слухи о неудачных проектах, и это пугает потенциальных покупателей", - говорит он.
Здесь, как считает Лариса Витзон, сыграл свою роль фактор менеджмента: при выборе системы заказчик должен иметь четкое представление о том, что должно быть на "выходе" проекта, причем не в масштабах сегодняшних задач, а с точки зрения перспектив развития бизнеса. "Очень часто проблемы предприятия связаны не только и не столько с необходимостью автоматизации бизнес-процессов, сколько с отсутствием четкой стратегии и, соответственно, понимания, как эту стратегию реализовать", - говорит Витзон.
По сути, главным потребителем ERP-системы является команда топ-менеджеров, реально управляющих предприятием. "Только будучи заинтересованными в стратегическом управлении на базе реальных данных, существующих внутри компании, они могут сформулировать требования к инструменту их получения - будущей ERP-системе", - отмечает исполнительный директор компании MicroXperts Игорь Ефимов.
Участники рынка отмечают положительные тенденции - в последнее время заказчики начинают воспринимать ERP именно как целостную концепцию интегрального управления ресурсами предприятия.
По оценкам экспертов, стоимость успешного внедрения системы уровня MBS Navision Attain, предназначенной для средних предприятий (100-200 человек), составляет примерно 100 тыс. долларов. При этом на долю самого программного продукта приходится не более 40% суммы. Основная часть затрат - расходы на обязательную настройку и внедрение системы, для того чтобы ее использование стало результативным. "Продолжительность периода внедрения ERP составляет в среднем полгода-год, что обусловлено необходимостью адаптации существующих на предприятии бизнес-процессов, а также встречной настройкой ERP-системы под особенности бизнеса компании. Если говорить о реальных результатах, то система сможет дать их не раньше, чем через год после окончания внедрения. То есть, планируя покупку ERP, необходимо ставить перед ней цели и видеть свой бизнес минимум на два-три года вперед", - комментирует Игорь Ефимов.
Автор: Михаил Зайцев
По материалам сайта "Конкурс Русских Инноваций"
Содействие в участии в зарубежных выставыках и конференциях: от подачи завки и подготовки рекламного материала до самого проведения. Подбор кадров для представительств зарубежных компаний и организаций.
Любые Ваши коммерческие идеи мы превратим в логически законченный, наглядно оформленный документ (бизнес-план), который можно преподнести инвесторам и партнерам..
И на вашу почту всегда будут приходить только самые интересные и отбрные новости нашего проекта.
* В данный момент новости возможно получать только по каналу RSS
Главная | Обратная связь | Карта сайта
2005-2020 © inventors.ru - продвижение изобретений на рынок