У Вас есть удачное изобретение?

Публикуйте концепцию и возможно инвестор заметит Вас!

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

ПРИЧИНЫ ОРГАНИЗОВАННОСТИ МИРА (продолженме)

15-01-2023

Можно вкратце дать и корректные и строгие научные определения данных философских законов выраженных в форме философских категориальных пар (категорий).

1. Носители – уровень. Определение. Все существующее состоит из определенных первоначальных носителей и уровня изменений (отношений), им свойственных, что служит основанием существования следующего слоя взаимных отношений носителей, и само есть результат отношений носителей предыдущего уровня.

И более короткое: все существующее опирается на изначальный фундамент.

Как следствие: все существующее не может не иметь своего основания.

2. Саморазвитие – самоорганизация.

Определение. Все существующее реализуется.

Иными словами все изменения объектов есть действия по самоорганизации мира, его постоянному формообразованию.

Следует заметить, что сама процедура определения любого философского свойства и его восприятия требует определенной подготовленности. Дело в том, что для этого должно сформироваться умение видеть и разглядывать те объекты сознания, которые отвечают критериям всеобщности. Умение это предполагает удержание в сознании образа действия свойства и способность давать ему такую словесную формулировку, которая бы раскрывала в образной форме именно существенные его черты, так, что бы при ее прочтении у любого возникало представление именно о действии данного свойства и в той форме, которая ему соответствует, что в частности подразумевает умение пользоваться образами, и умение избегать использования других философских понятий для раскрытия смысла определяемых, так как это ведет к затруднению выделения собственного смысла.

До нынешнего дня правда такая практика пользуется большой популярностью в основном по причине субстанциального принципа организации философской теории, где есть некое первопонятие, или его роль выполняют различные атрибуты субстанции, как обозначения той особой, сторонней сущности, присутствующей в традиционных, а по сути всецело религиозных философских концепциях, где наличие творца, будь то Бог или Природа, или даже просто любой объект или отдельное свойство, более популярные в тот или иной период времени, является необходимым условием решения вопроса организованности мира.

В данном решении подобная тенденциозность была преодолена. Хотя и не были приведены все аргументы отсутствия объективной необходимости в ней и причин ее возникновения. Но они лежат на поверхности, поэтому можно легко разобраться в этом и самостоятельно.

Более существенной частью проверки данной теоретической схемы может послужить приложение ее к решению именно тех задач, которые были сформулированы в начале. То есть нужно рассмотреть с позиции данной теоретической модели все эти задачи и объяснить, как подобное построение позволяет решить их не прибегая к необходимости нарушения известных законов и введения лишних сущностей.

1. Если рассмотреть проблему самоорганизации, раскрытие содержания которой и составляет ось всей заявленной проблематики, то следует экстраполировать определение данного свойства на те процессы, которые происходят с объектами познаваемой нами действительности.

Вся история развития той части Вселенной, которую мы можем себе представить на основании современных научных данных, прямо демонстрирует на примерах изменения объектов и формирования структур всех уровней материального действие этого свойства. То есть, все, что возникло и возникает на наших глазах, есть вполне определенный процесс реализации объектами свойств той основы которой они образованы.

Было бы возможным вообще какое-либо развитие и усложнение форм объектов без наличия определенного основания, без свойств физического вакуума, без образования из его флуктуаций вещества и состоящих из его изменений объектов? Думается, что ответ очевиден. Из ничего нечто не возникает. В подтверждение можно привести аргумент о наличие предельной размерности объекта нашего уровня.

А может ли это нечто быть ничем, то есть не обладать свойствами или обладать таким бесконечным, несчетным количеством свойств, что их проявление лишало бы мир реального содержания, так как не имело бы смысла в силу отсутствия твердого фиксированного основания, то есть основы в широком смысле? Думается ответ так же будет отрицательным.

Следовательно, должно быть ограниченное по возможностям основание и ограниченный спектр структурных состояний, приводящий к формированию ограниченных форм такого изменения, то есть к определенному ограниченному количеству форм взаимодействующих объектов вообще, а, следовательно, только в таком смысле делающее возможным самоорганизацию и саморазвитие, как механизм собирания уровня. То есть, то, что подразумевается под развитием, эволюцией объектов, есть реализация тех возможностей, которые заложены в природе самого уровня, что и обнаруживается в существовании на его основе слоя объектов. Именно этим обусловлена строгая дифференциация объектов в процессе формирования современного облика Вселенной, точнее той ее части, которая нами наблюдается и изучается.

Здесь так же следует обратить внимание на то, что кажущееся для нас протяженным во времени и пространстве неким направленным процессом, является на самом деле таковым только в нашем сознании. То есть не существует как такового единого процесса, единой эволюции, и единого развития мира, а есть наблюдение нами изменений состояний объектов, демонстрирующих весь спектр возможностей заложенных в основании. Изменение же самих объектов есть неизбежное следствие Лоренц-инвариантности среды, где все объекты будут наблюдаться как границы фазовых переходов единой пространствообразующей среды, то есть того уровня, каковым образован наш мир. Поэтому неизбежно изменение объектов в процессе их существования, но само изменение, сам результат не будет ни чем иным как только демонстрацией фундаментальных и ограниченных свойств предыдущего уровня, или иначе говоря вакуумоподобной среды.

Так как количество свойств, которыми обладает пространствообразующая среда ограничено, то само понятие развития, употребляемое в смысле наличия некоего глобального изменения мира в направлении его организованности, а объектов – в направлении приобретения ими каких то особых не заложенных свойств, якобы обязанных своему появлению некой общей, глобальной эволюцией всего сущего, теряет свой метафизический и субстанциальный смысл. То есть, ни какой глобальной эволюции или глобального развития в смысле достижения какой-то цели, или просто совершенствования одних объектов относительно других просто не может быть.

В этом ракурсе следует рассмотреть и проблему появления разумной формы существования объектов.

Так как не существует бесконечного и вообще даже конечного развития как такового, и все изменения есть реализация свойств образующей уровень среды, имеющей свои четко заданные и неизменные параметры, то появление разумной формы существования объектов необходимо заложено именно в свойствах самого уровня. То есть оно не должно быть целью процесса, его итогом, а только необходимым следствием оного.

Сущность появления Разума может быть понята на основании рассмотрения опять же ограниченности вариантов формообразования объектов среды. Нужно для начала сказать несколько слов и о самой этой среде.

Когда говорится о взаимодействиях объектов среды, то надо помнить, что объекты есть обозначения неких феноменов, которые проявляют в процессе их отражения при помощи наших органов чувств некоторые схожие черты. Так как вся информация получается нами посредством именно такой актуализации в сознании поступающей от органов чувств информации, то не верно было бы отождествлять сами эти обозначения феноменов с тем, что происходит «за» нашей сигнальной системой. Поэтому свойства среды, которую более точно можно назвать вакуумоподобной, представляют собой набор черт, определяющих ее проявление. Наиболее полно об этих свойствах и их проявлении во взаимодействии физических объектов написано в следующих двух работах. (1), (2).

С философской стороны свойства вакуумоподобной среды и картина физического мира, а так же объяснения космологических эффектов интересны нам в контексте данного разговора тем, что можно на этих основаниях продолжить развитие идей об уровневом устройстве мира, а так же об их качественной ограниченности. Именно последнее и выступает на первый план, когда мы сталкиваемся с явлением роста сложности макрообъектов, образованием новых структур, скачкообразными переходами с одной ступени развертывания свойств взаимодействующих объектов на следующую, не завершающееся даже с появлением разумной формы существования материи.

Исходя из двух выше приведенных законов, можно предположить, что вечная и бесконечная в своем пространственно временном континууме среда, представленная всеми объектами образующими ее материальный слой, по своей сути есть своего рода реструктуризация той основы, которой она образована, и именно этой основой задаются и возможности и пределы этой реструктуризации. Именно потому, что эта основа сама есть реструктуризация образующего ее уровня, она представлена хоть и в ограниченных формах, но не однородна и не находится в одной фазе.

Можно предположить, что особенности этой структурной эволюции имеют четкие границы, далее которых качественно новых состояний не возникает. То есть можно констатировать, что более четырех фундаментальных взаимодействий не наблюдается, что химическими взаимодействиями исчерпываются собственно все разнообразие свойств объектов, из которых состоит весь макромир. Но с той же определенностью можно заявить, что макрообъекты приобретают иные разнообразные свойства, которые, не являясь фундаментальными, в своей области действия определяют поведение объекта.

По-видимому, до момента формирования химических элементов, до формирования полного набора, полного комплекса возможных изменений, виды взаимодействий имеют сущностные отличия, которые не позволяют сводить их к одной форме взаимодействия, что позволяет говорить не о росте сложности, в смысле сложности поведения, а о существовании зон своего рода ответственности этих взаимодействий.

С момента формирования всех фундаментальных взаимодействий и их материальных носителей, процесс дальнейшей реструктуризации происходит только по законам именно этих фундаментальных взаимодействий, а так же химической формы взаимодействия. Но в результате этого ограничения объекты начинают увеличивать свою сложность поведения.

То есть, сложность в этом аспекте предстает как видоизменение сверхсложных объектов под воздействием фактора ограниченности свойств объектов, не входящих и входящих в эту систему. То есть, это усложнение отражает способность объектов видоизменяться под воздействием особенностей той фундаментальной части изменений объектов среды, которая их, эти сложные системы, породила. В результате накопления такого динамического опыта система приобретает собственные изменения, реакции, структурные особенности, которые в дальнейшем начинают при повторяющихся обстоятельствах воздействовать на поведение данной сложной системы, объекта. То есть, закономерным развитием сложных объектов в результате дальнейшего перемешивания фаз среды, является появление в структуре этих объектов таких структурных особенностей и модификаций, которые не выражают никаких новых свойств, а связаны с ограничением свойств фундаментальных изменений среды, и вынужденностью формироваться по их логике, на основе вариативного и ситуационного разнообразия состояний формирующих конкретную ситуацию объектов. А так как сумма форм проявления такой адаптации так же принципиально ограничена, то, в конце концов, внутренняя структура накопительных процессов, называемых самоорганизационными, должна достигнуть стадии полной адекватности, полного им соответствия, и приобрести естественным образом форму сигнальной активности, а суть функционирования этой структуры приобретает черты живого единства.

То есть, самоорганизация в неравновесных средах и жизнь есть продолжение структурного перемешивания среды в условиях ограниченности свойств образующей и поддерживающей его основы. Живое есть, таким образом, необходимый и естественный этап становления сознательного, то есть такого состояния сложной системы, когда уже внутри структуры этого внутреннего структурного перемешивания в силу и его ограниченности, не бесконечности, возникает еще одна структурная модификация, которая оказывает воздействие на эту первичную внутреннюю структуру сложности, перемешивания.

Этап полной адаптации вторичной структуры (второй сигнальной системы) к первичной внутри сложного целого тоже есть естественный этап структурной эволюции объектов уровня и является этапом, периодом формирования сознания, то есть способности направленного, предупреждающего (вступающего в резонанс с адекватными воздействиями окружения) действия структуры второго уровня сложности в ходе адаптации к изменениям внутренней структуры первого уровня сложности сверхсложного объекта.

А так как возможные формы реагирования структуры первого уровня на события изменения большой сложной структуры тоже принципиально не могут быть бесконечно сложными, то наступает момент полной их синхронизации и тем самым получения такой способности, как способности «ориентироваться» в них, и приобрести признаки, содержащие особенности разумного, то есть сознательного поведения. Особенностью именно разумной активности такой системы будет формирование на основании опыта, когнитивной модели поведения, которая всецело будет детерминирована предыдущим опытом, накопленным в ней в виде структур называемых знаниями.

Из выше сказанного видно, что появление жизни и разума есть естественный феномен распределения состояний одной среды, одного уровня. Дальше вся реактивность переносится во вне и принципиально ограничена стабильностью условий обитания сложной, точнее сверхсложной разумной системы. Далее сама сверхсложная система принципиально не изменяется, так как достигает максимума структурной сложности, и попросту «сбрасывает» энергию в виде воздействий на внешнее окружение. Так человечество формирует особую среду обитания, которая соответствует его реакциям и потребностям.

По этой самой причине, в силу ограниченности возможностей вакуумоподобной среды, нет никаких оснований верить как в индивидуальное бессмертие, так и в бессмертие коллективное. А так же невозможно принципиально создание ИР вне связи с естественной разумной формой поведения сверхсложной системы, объекта.

Рассмотрим после всего сказанного те ключевые проблемы которые требовали своего философского осмысления в связи с их обсуждением в контексте рассмотрения феномена организованности мира.

2. Как только что было сказано, в каждом отдельном участке среды, где происходит формирование сложных объектов, существует свой уровень сложности, которой могут обладать эти объекты. С изменением условий формирования, или с переходом на другой уровень сложности, изменяются и рамки сложности. Направленность изменений объектов в сторону формирования сложных объектов при определенных условиях отражает тенденцию расширения структурной сложности объекта, то есть систему его реактивности, восприятия, накопления им своего рода «информации» о возможных в данных условиях путях структурной реализации. При потенциальной ограниченности таких условий закономерно и необходимо достижение предела такой устойчивой формы реагирования на конкретные условия, вписывания в них. Максимальной качественной формой такой организации являются живые организмы, наделенные системой ориентации в заданных условиях в самых широких диапазонах, эволюция которых завершается появлением разумной формы существования живых организмов, количественной же – формирование метагалактик или сверх-систем.

То, что один процесс охватывает, например, все живые организмы можно убедиться, если представить Землю без человека. Вполне реален сценарий достижения высшей формы сложности, разумной формы реагирования любою другой особью любого биологического вида. Именно этим объясняется якобы направленность эволюции живого. То есть на самом деле никакой направленности, целесообразности нет. Есть необходимый результат изменений состояний вакуумоподобной среды, как проявление качественной характеристики этой изменчивости, ее предельного выражения, каковое по логике уровневой организации должно закономерно возникать там, где для этого создаются условия. То есть почти по В. Ленину.

3. Легко решается с этих позиций и проблема необратимости времени. Дело в том, что у времени, у изменений вакуумоподобной среды нет никакой направленности, есть как было сказано ранее изменение фаз. Поэтому память о предыдущих состояниях утрачивается, а настоящее определяется будущим, то есть предельными возможностями состояний среды. Время необратимо потому, что в вакуумоподобной среде нет памяти, нет начала и нет конца, ни в количественном, ни в качественном смысле.

4. Введение второго начала термодинамики в ранг всеобщего закона организации мира отражает осознание того факта, что «переходы» с одной ступени сложности на другую и обратно происходят только в условиях рассеяния энергии, то есть и есть признание отсутствия эволюционных глобальных изменений Вселенной в целом. Рассеяние, убывание энергии отражает реализацию качественных и количественных возможностей изменения форм объектов, с последующим их переходом в более простые состояния без формирования какого либо глобального объекта.

5. Системность не может рассматриваться как свойство Вселенной, а Вселенная как объект. Приписывание ей эволюционных свойств – есть лишь не критичное перенесение механизмов формирования живых систем на всю область познанного и не познанного, для чего нет никаких веских оснований. Как было показано, есть более универсальный вариант объяснения этого факта, а именно через наличие параметров глобальной и минимальной кривизны пространства среды, представляющей только различные фазы себя самой, независимо от иерархии объектов и их сложности. Этим же можно объяснить и динамизм открытых неравновесных систем. Возникновение Вселенной это не результат Большого Взрыва, а эффект глобальной реструктуризации вакуумоподобной среды, где наблюдается не ускоренное расширение, а естественное старение света, где Доплеровское смещение есть эффект отдачи им своей энергии вакууму. Иными словами мы имеем стационарную Вселенную с формирующимися локальными объектами.

6. Свойство самоорганизации и саморазвития, если его не рассматривать в плане наличия некой направленности изменений мира, отражает не просто способность объектов развиваться и эволюционировать от одной своей формы к другим, а предстают как всеобщее свойство обозначающее «механизм собирания уровня», формирования его в качестве основы для следующего уровня, где уже первокирпичиком будут глобальные колебания вакуумоподобной среды, которые не доступны нашему восприятию в виду ограниченности наших возможностей. Именно эти изменения могут считаться событиями следующего уровня, который формируется возможностями взаимодействия объектов нашего уровня.

7. Фундаментальное отличие живого от неживого имеет вполне рационально объяснимые причины и может рассматриваться как доказательство выше приведенной концепции уровневого устройства мира.

8. Информационный критерий так же может рассматриваться в качестве аргумента в пользу уровневого строения мира обеспечивающего его существование, наличие в определенной форме, то есть его организованность и существование. Но сфера его применения ограничена рассмотрением специфики поведения только сложных систем.

9. Становится понятным и подлинный смысл антропного принципа, как эмпирического факта наличия единой основы всех изменений объектов мира, где появление разумной формы существования объектов является неотъемлемой частью общего процесса формообразования одного уровня за счет изменений состояний другого, предыдущего, но из которой не следует ни каких других выводов, связанных якобы с особым местом человека в Космосе и его особой ролью.

Однако есть и еще один существенным момент, который требует особого рассмотрения. В свете изложенного можно переосмыслить сущность самой процедуры познания мира.

Так как мир ограничен рамками своей основы и не может быть познан или представлен иначе, как только изнутри, посредством самого же себя, то и познание как таковое не есть познание чего-либо, а есть выполнение процедуры самоориентации сложной системы посредством опережающего реагирования за счет изменения и участия структур сознания в процедуре реагирования сложного объекта на его окружение. То есть, в буквальном смысле мы вообще ничего не познаем, мы не можем выйти за рамки этого процесса изменения среды, и работа сознания есть только автоконтролируемый процесс самоуправления сложной системы, обязанный своим существованием ограниченности свойств образующего основание как самого уровня, так и определенного набора объектов, поддерживающих существование свер-сложного объекта.

То есть, те внутренние, собственные изменения структуры сигнальной системы, выражающие остаточные резонансы этой структуры внутри ее самой, способны быть теми нахоженными тропками реагирования, заблаговременная комбинация которых, возникающая под воздействием незначительных, но определенных повторяющихся изменений сигнальной системы, и способна выступать в роли детонаторов действий, которые будут удовлетворять, соответствовать формам реагирования сигнальной системы и системы в целом, и приведут к предупреждающей реакции сложного объекта. То есть действие им будет совершено до того момента, когда он провзаимодействует с тем или иным объектом, или последовательностью его состояний.

С этой точки зрения можно определить будущее человечества, как процесс поддержания собственной активности путем опережающего реагирования по законам как пространствообразующей среды, так и среды обитания. От последней всецело зависит будущее человека, время его пребывания на Земле, и вообще в мире, так как ни о какой независимости от условий обитания и естественного существования не может быть и речи. Так что правы те, кто скептически относится к возможностям освоения человеком Космоса в глобальных масштабах, и придерживается в своих прогнозах сценария так называемой «тупиковой ветви» развития человека. А из этого следует сделать глубокие мировоззренческие выводы, что вполне может изменить отношение человека, как к своей природной среде, так и поможет осмыслить свою роль и место в истории планеты.

Подытоживая сказанное, можно попробовать проанализировать, что мы получили в итоге этой достаточно радикальной процедуры переосмысления тех фактов, которые были озвучены в начале.

Во-первых, удалось дать рациональное определение тем свойствам, которые обеспечивают наличие мира, его доступность нашему восприятию в той форме, в которой он нам дан.

Во-вторых, решить ряд фундаментальных научных задач, в том числе и методологического характера, что, несомненно, может сказаться на продуктивности последующего формирования научных теорий во всех сферах научной деятельности.

В-третьих, удалось ответить на «вечные» вопросы, отсутствие убедительных ответов на которые заставляет представителей человечества прибегать к услугам религии или оставаться в полном неведении относительно сущности происходящих вокруг и внутри него процессов.


Другие статьи по теме:
 МИР, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ...
 Официально кафедра философии гуманитарных наук основана в 1963 году
 КРУГОВОРОТЫ МАТЕРИИ И МЕХАНИЗМ ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
 ТЯЖКИЙ КРЕСТ ПОЗНАНИЯ
 ЧТО ЕСТЬ ВРЕМЯ? (окончание)

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Популярные услуги:

  • Ранжирование проектов в России и за рубежом

    Содействие в участии в зарубежных выставыках и конференциях: от подачи завки и подготовки рекламного материала до самого проведения. Подбор кадров для представительств зарубежных компаний и организаций.

    К услуге

  • Продвижение Ваших проектов и помощь бизнесу

    Любые Ваши коммерческие идеи мы превратим в логически законченный, наглядно оформленный документ (бизнес-план), который можно преподнести инвесторам и партнерам..

    К услуге

Подпишитесь на новости:

И на вашу почту всегда будут приходить только самые интересные и отбрные новости нашего проекта.

подписка:

* В данный момент новости возможно получать только по каналу RSS

НАВЕРХ