У Вас есть удачное изобретение?

Публикуйте концепцию и возможно инвестор заметит Вас!

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Вопрос определения подростковой литературы

05-12-2016

«Украинская литература бедненькая морем. Даже классическая. Ей некогда было наблюдать море за крестьянскими бедами, за трагедией Украины степной. [...] Алексей Огульчанский знает море. Видимо, он у него вырос. [...] Поэтому кому, как не ему, смело и прекрасно писать о известную и любимую с детства стихию, писать всеми красками, которые происходят в повести, но фон достойное великого слова: море »- писал Григор Михайлович Тютюнник (1931-1980) 19 марта 1976 года, рецензируя рукопись повести Алексея Огульчанского «Как спят дельфины» [12, с.1].

На самом деле детство Алексея Огульчанского (30.03.1912 - 13.08.1996) прошло в шахтерском крае, но юность и всю оставшуюся жизнь были связаны с изучением и сохранением природных сокровищ Приазовья. От членов семьи во время личного общения удалось узнать, что Алексей Яковлевич родился не в самом городе Луганске, как свидетельствуют все официальные источники, а на хуторе под названием «Огульчанский», основанном под Луганском отцом и матерью писателя Яковом Михайловичем (1883-1979 ) и Евфросинию Авиливною (1882-1959). Рядом с ними жила и семья брата отца Клима Михайловича Огульчанского. Вместе с Алексеем росли и воспитывались трое его братьев, Дмитрий, Василий и Иван.

Мы знаем, что социализация детей происходит, в частности, через культурный продукт, который и потребляет: кино, телевизионные программы, журналы и, конечно же, книги. О влиянии последних на детей американская исследовательница Марша Либерман свое время сказала: возможно, суггестивная сила литературы возрастает пропорционально его способности захватывать [1]. Так, что лучше есть детская книжка, то опаснее она может быть. С развитием теорий постколониализма, феминистской, марксистской критики, екокритикы и других студий детская литература благодаря своей суггестивная силе оказалась в центре внимания как источник усвоения детьми разнообразных стереотипов, поведенческих образцов, систем ценностей. Современная украинская детская литература в этом контексте удивительно интересным объектом для исследования. Ведь, с одной стороны, она постепенно адаптируется к глобализационных и поликультурных требований, а с другой - сознательно лелеет некоторые рудиментарные взгляды и стереотипы.

Вопрос определения подростковой литературы, а также проблемы написания художественных текстов для подростков волнуют не только украинских ученых, педагогов и библиотекарей, но и украинских авторов. Недавно на заседании круглого стола «Издание для подростков в современном литературном и учебно-воспитательном процессе», организованном «Центром исследования литературы для детей и юношества» и рейтингом «Книга года 2011», названные вопросы оказались в центре внимания. Украинские исследователи предложили дефиниции подростковой литературы, в частности прозвучал и такой термин, как «адолесцентний роман». Эти вопросы побудили меня пересмотреть особенности определения подростковой литературы в США, поскольку я изучаю опыт именно этой страны в области детской литературы. Также я пыталась разобраться, что понимают под «адолесцентним романом», и нужен ли нам вообще подобный срок.

Прежде чем обратиться к американским теорий, хочу отметить, что они оперируют большим количеством терминов и понятий, которые не всегда можно адекватно перевести на украинский язык (видимо, именно эта проблема и порождает появление таких «новообразований», как «адолесцентний роман»). При переводе я попробую обойтись традиционными понятиями «подростковый возраст», «подросток», «подростковая проза», «юноша», «юность», не прибегая к неологизмов. К сожалению, некоторой неразберихи избежать не удастся. Итак, продолжим.

По ряду признаков проза для детей и детей младшего школьного возраста приближается к сказки как жанра народного творчества: сюжеты сказаний в основе своей часто имеют «вымышленные события и явления, которые воспринимаются и переживаются как реальные»; действующие лица «группируются контрастно»: действие сосредоточено на герою и имеет счастливое окончание, сюжет «многоэпизодным» [4, с. 330], по структуре - с преобладанием внешнего воздействия, хроникальный (приключенческий) [4, с. 667], «сказка удивление легко приписывает одинаковые действия людям, предметам и животным» [12, с. 9]. Да и функциональность прозаического творчества для детей и сказки тождественна: «... эстетические функции дополняются и взаемопереплитаються с познавательными, морально-этическими, социально-воспитательными, развлекательными и др..» [4, с. 330].

Наиболее глобальным сдвигом последних десятилетий в планетарных пределах стало стремительное ускорение информатизации общества, включая украинский, и трансформация его в принципиально новую сущность, которую сейчас принято означуваты как «общество знаний».

Признаками этого нового состояния являются:

-Резкое гуманитарная и информационная неравенство людей, не связанная с их имущественным или социальным статусом (человек влиятельный, признана и реализована может быть глубоко некультурным, с несформированными вкусами и деградированной моралью)

-Резкое ускорение смены поколений, когда теряется связь на уровне бытовых реалий и культурно-социальных матриц уже не между внуками и дедами (как было в 20 в.), А в пределах одного десятилетия;

-Коммуникация и самореализация личности перестает зависеть от места его физического нахождения и сиюминутной реального окружения (следовательно, на уровне «живого примера» наслидуються не только традиционные культурные образцы, но и отдаленные: питаться "как японец», одеваться «как в Париже», верить в африканское вуду, общаться в Сети с товарищем из Австралии и работать в той же сети на фирме, офис которой расположен в Италии) и другие.


Другие статьи по теме:
 Учебно-научный институт педагогики
 ПОЕЗДКИ В ПРОШЛОЕ
 Факультет гуманитарных наук
 Отечественные журналы с определенным импакт-фактором выделены нами в отдельную категорию
 Шестая Рамочная программа ЕС по исследованиям и технологическому развитию

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Популярные услуги:

  • Ранжирование проектов в России и за рубежом

    Содействие в участии в зарубежных выставыках и конференциях: от подачи завки и подготовки рекламного материала до самого проведения. Подбор кадров для представительств зарубежных компаний и организаций.

    К услуге

  • Продвижение Ваших проектов и помощь бизнесу

    Любые Ваши коммерческие идеи мы превратим в логически законченный, наглядно оформленный документ (бизнес-план), который можно преподнести инвесторам и партнерам..

    К услуге

Подпишитесь на новости:

И на вашу почту всегда будут приходить только самые интересные и отбрные новости нашего проекта.

подписка:

* В данный момент новости возможно получать только по каналу RSS

НАВЕРХ