У Вас есть удачное изобретение?

Публикуйте концепцию и возможно инвестор заметит Вас!

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Предпринимательство и предприятие

26-06-2024

Рыночная экономика невозможна без деятельности отдельных экономических субъектов, прежде всего предпринимателей, осуществляющих свою деятельность для создания экономических благ и услуг, удовлетворяющих одновременно и общественные нужды, и собственные материальные интересы. В данной теме изучаются вопросы, связанные с определением сущности и условий предпринимательской деятельности, характеристике фирмы как основной структурной единицы предпринимательской деятельности.

Изучение сущности предпринимательского феномена и содержания предпринимательской деятельности уже несколько веков находится в центре внимания экономической и социологической науки. Оно имеет не только длительную, но и неоднозначную историю.

В условиях осуществления радикальных экономических реформ в Украине интерес к исторической судьбе предпринимательства, выявления его роли в новаторском экономическом развитии приобретает не только академического, но и практического характера. К сожалению, актуальные функционально-экономические, социально-психологические, социокультурные аспекты предпринимательской деятельности остались вне марксистской теорией, которая длительное время господствовала в нашей стране во всех областях знаний, включая советскую экономику. Парадоксально, но факт: один из тогдашних энциклопедических и специальных словарей не содержал даже толкование понятий «предприниматель» и «предпринимательство». Большинство из них ограничивается упоминанием «предпринимательский доход» как часть прибыли, остающейся в распоряжении промышленного капиталиста после уплаты процентов на взятый взаймы капитал. Незначительную помощь в определении этимологии и семантики данных терминов оказывают и толковые словари русского и украинского языков. Как правило, предприниматель в них трактуется как капиталист - владелец промышленного, торгового или иного предприятия, делец, удачный организатор выгодных сделок. Предпринимательство же определяется как деятельность предпринимателя, склонность к заключению выгодных сделок, афер. Понятно, что такие подходы к пониманию и раскрытия содержания предпринимательской функции не способствовали выявлению важных управленческих, поведенческих и других аспектов этого рода деятельности как фактора экономического развития и самореализации индивида. Более того, социалистическая идеология активно способствовала установлению негативных стереотипов в отношении предпринимательства в массовом сознании и общественном мнении. В современных толковых словарях английского языка «предприниматель» расшифровывается как «лицо, которое выступает как организатор и управляющий деловым предприятием и принимает риск на себя».

Перелом в позитивную сторону истории предпринимательства, по мнению многих ученых, наступил в 1912г., Когда свет увидела книга выдающегося австро-американского экономиста и социолога Йозефа А.Шумпетера (1883-1950) «Теория экономического развития». В ней ученый продолжил традиции Вебера по изучению человеческого фактора капитализма, поставил фигуру предпринимателя в центр своей теории экономического развития, ввел его в сферу производства и технологии. Шумпетер рассматривал предпринимательскую деятельность как особую функцию в социально-экономическом процессе. Он отождествлял ее с функцией экономического лидерства и новаторства. Квинтэссенцию предпринимательской деятельности он видел в осуществлении пяти типов «новых комбинаций» (термин Шумпетера):

Шумпетерський предприниматель относится к особому типу «экономического человека». Он принципиально отличается от «просто хозяина» поведением и мотивами хозяйственной деятельности, интеллектом и кругозором, интуитивным чутьем и волевыми качествами. Как образно писал Шумпетер, предприниматель «строит дорогу», «идет против течения», а просто хозяин "идет готовой дорогой», «плывет по течению». Просто хозяин в своей деятельности избирает выгодный из привычных, испытанных на практике вариантов, а предприниматель - лучший из возможных вариантов. Это требует новаторства. Мотивация предпринимательской деятельности варьируется им от «удовлетворение потребности путем приобретения» в желании «основать свою собственную империю».

Шумпетер не отождествлял право собственности на средства производства с существенным признаком предпринимателя. По его мнению, «предприниматели сами по себе не образуют социального класса». Буржуазный класс абсорбирует их вместе с семьей и близкими. Однако последние через одно-два поколения отсеиваются в случае разрыва с активным отношением к делу. Такова судьба наследников предпринимателя, если они смогли от него наследовать только добычу, но не «охотничью» хватку.


Другие статьи по теме:
 НАУКА И ИНФОРМАЦИЯ
 О новых технологиях дорожного строительства
 ЗАГАДКИ ‘МАССОВОГО СОЗНАНИЯ’
 К ИСКУССТВЕННОЙ ИСТОРИИ ЗВЕЗД
 СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Популярные услуги:

  • Ранжирование проектов в России и за рубежом

    Содействие в участии в зарубежных выставыках и конференциях: от подачи завки и подготовки рекламного материала до самого проведения. Подбор кадров для представительств зарубежных компаний и организаций.

    К услуге

  • Продвижение Ваших проектов и помощь бизнесу

    Любые Ваши коммерческие идеи мы превратим в логически законченный, наглядно оформленный документ (бизнес-план), который можно преподнести инвесторам и партнерам..

    К услуге

Подпишитесь на новости:

И на вашу почту всегда будут приходить только самые интересные и отбрные новости нашего проекта.

подписка:

* В данный момент новости возможно получать только по каналу RSS

НАВЕРХ