У Вас есть удачное изобретение?

Публикуйте концепцию и возможно инвестор заметит Вас!

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Имплементация Европейского опыта имела для Украины весомые результаты

31-05-2017

Имплементация Европейского опыта имела для Украины весомые результаты в развитии международного сотрудничества в науке и положительно повлияла на инновационную творчество в сфере науки и технологий в целом.

Статистические данные участия украинских ученых в 6-й рамочной программе ЕС, которая завершилась в 2006 г. свидетельствуют, что Украина занимает второе после России место среди стран постсоветского пространства (принимала участие в 43-х проектах).

Одним из главных источников рисков внедрения европейских предложений в Украинском научно-технологическую практику довольно значительное расхождение между запросами украинской стороны и той поддержкой, которую предлагают европейские партнеры. Как показывает опыт сотрудничества последних лет, запросы украинских исследователей ранжируются следующим образом (по нисходящей):

1) поиск источников финансирования;

2) поиск зарубежных партнеров для внедрения собственных разработок;

3) распространение в ЕС информации о направлениях, проекты и достижения украинских исследователей;

4) поиск зарубежных партнеров для совместных исследований;

5) информация о предложениях по сотрудничеству со стороны европейских исследователей;

6) информация о новых грантах и программах финансирования.

Европейские же партнеры, наоборот, львиную долю в сотрудничестве отводится информационному обмену, обучению, консультированию и т.п., и наименьшее - финансовой поддержке, созданию совместных предприятий и производственным соглашениям [5].

Такое несоответствие интересов снижает эффективность сотрудничества между украинскими исследователями и европейскими странами и актуализирует вопрос уровня приемлемости их политики в сфере международного научно технологического сотрудничества Украины и поиска механизмов оптимизации этого сотрудничества.

Исследователи выделяют три основные группы возможных рисков, связанных с выполнением политики ЕС в сфере науки в украинскую действительность:

1) риски на индивидуальном уровне;

2) на уровне трудовых коллективов;

3) на институциональном уровне.

Первые связаны с возможным несоответствием профессиональных качеств исполнителя требованиям проекта; недостаточной его информированностью из-за недоступности в необходимых информационных источников и ресурсов; нестабильностью занятости в проектных разработках; неожиданной сменой тематики и режима финансирования и т.д..

Риски, возникающие на уровне трудовых коллективов обусловлены тем, что, как правило, не все его члены являются участниками проектов, что может вызвать дезорганизацию в коллективе, породить конфликтные ситуации.

На институциональном уровне могут возникать явления, как: "отток мозгов"; ответвление коллективов, выполняющих международный проект, от учреждения, к которому относятся; невыполнение плановых работ по загрузке иностранными проектами; несанкционированное перепрофилирование научного учреждения из-за переориентации деятельности значительного числа сотрудников на тематику международных проектов; возникновения финансовой зависимости от иностранных источников финансирования и другие негативы, способные нанести ущерб развитию отечественной науки.

Для предотвращения подобных явлений необходимо, прежде всего, четкая нормативно-правовая база, которая регулировала бы научную деятельность в Украине и международное сотрудничество отечественных исследователей и надлежащее финансирование инновационных проектов.

Парадоксальность ситуации заключается в том, что в настоящее время в Украине выдано огромное количество законодательных документов, направленных на упорядочение и регулирование инновационного развития науки и техники [6], а специалисты продолжают жаловаться на "отсутствие четкой системы законодательной базы в сфере инновационной деятельности и пренебрежение правовыми нормами со стороны органов государственной власти, т.е. правовой нигилизм "[7]. Многочисленные Законы Украины и Указы Президента Украины, Постановления Верховной Рады Украины, другие нормативно-правовые документы данного профиля остаются, преимущественно, декларациями. Основная причина - недостаточное финансирование. Если ЕС требует от своих членов довести расходы на инновационные исследования до 3% ВВП, то законами Украины предусматривается довести объем бюджетных ассигнований на науку до 1,7% от объема ВВП, что является недостаточным и к тому же не выполняется. Кроме того, действие отдельных статей Закона Украины "Об инновационной деятельности", которые оказывали этой деятельности определенные преференции, было приостановлено, а некоторые статьи вообще исключено.

Указ Президента Украины "О мерах по улучшению инвестиционной и инновационной деятельности Украины" (2005 г.) также не изменил кардинально ситуацию к лучшему.

буе, прежде всего, соответствующего уровня финансирования, который позволил бы решить организационные проблемы, наладить механизм стимулирования инновационной деятельности и ликвидировать декларативный характер наработанных законодательных норм в этой сфере, то есть предоставить инновационному развитию системный, ресурсозабезпечений содержание.

Выводы

1) Конкурентоспособность Украины в современном глобализирующемся мире в значительной степени зависит от уровня и масштабов внедрения инновационных технологий, которые требуют инновационного научного творчества на уровне лучших мировых образцов и стандартов.

2) инновационная политика стран ЕС в последние десятилетия накоплен богатый опыт нормативно-правового, организационного, финансового, информационно-пропагандистского, кадрового обеспечения интенсивного развития науки и технологий в русле назревших потребностей экономического и социального развития.

3) Сотрудничество Украины со странами ЕС в сфере науки и инновационных технологий развивается в двух взаимосвязанных направлениях:

4) Несмотря на огромное количество нормативно-правовых актов, законодательно регулирующих инновационную деятельность в Украине, исследователи почти единодушно указывают на правовой нигилизм в этой сфере, поскольку, во-первых, нет четкой системы законодательных норм и, во-вторых, органы государственной власти пренебрегают этими нормами, то есть они просто не выполняются, остаются декларациями.

5) Основная причина неэффективности инновационной политики в Украине - это отсутствие должного финансирования научно-исследовательской деятельности. Учитывая, что для Украины европейские стандарты расходов на нужды науки остаются недостижимым идеалом, необходимо сосредоточить внимание на более дифференцированном, рациональном использовании имеющихся материальных ресурсов, совершенствуя механизм стимуляции именно инновационной научной деятельности. Кроме того, целесообразно продумать и внедрить в практику другие рычаги воздействия: организационные, морального поощрения, карьерного роста и т.д..

1) В рамках Национального информационного центра по сотрудничеству с ЕС создать структурное подразделение, в функции которого входило бы постоянный мониторинг изменений в инновационной политике ЕС, масштабов участия украинских исследователей в европейских программах, анализ позитивов и возможных рисков их сотрудничества с ЕС для Украины. Такие данные необходимы для коррекции украинской политики в сфере международного научного сотрудничества с целью его оптимизации и предотвращения возможных негативных последствий для Украины.

2) Кабинета Министров Украины целесообразно разработать программу наращивания финансирования науки как за счет государственного бюджета, так и через внедрение эффективного механизма привлечения внебюджетных средств. Европейский стандарт - 3% ВВП должен стать в перспективе нормой и для Украины.

3) Законодательным и исполнительным органам государства необходимо упорядочить действующее законодательство, дополнив его необходимыми документами, которые однозначно регламентировали бы все составляющие инновационной политики:

4) Кабинету Министров Украины вместе со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами разработать и внедрить систему поддержки и стимулирования инновационной деятельности отдельных исследователей, научных коллективов и институтов через предоставление определенных льгот, премирования, моральное поощрение, дифференциацию возможностей карьерного роста и т.д..


Другие статьи по теме:
 ВСЕ ПО НАУКЕ
 Об утверждении Порядка разработки, утверждения и пересмотра лимитов на образование и размещение отходов
 Ученые "балуются"
 Имплементация Европейского опыта имела для Украины весомые результаты
 Факультет гуманитарных наук

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Популярные услуги:

  • Ранжирование проектов в России и за рубежом

    Содействие в участии в зарубежных выставыках и конференциях: от подачи завки и подготовки рекламного материала до самого проведения. Подбор кадров для представительств зарубежных компаний и организаций.

    К услуге

  • Продвижение Ваших проектов и помощь бизнесу

    Любые Ваши коммерческие идеи мы превратим в логически законченный, наглядно оформленный документ (бизнес-план), который можно преподнести инвесторам и партнерам..

    К услуге

Подпишитесь на новости:

И на вашу почту всегда будут приходить только самые интересные и отбрные новости нашего проекта.

подписка:

* В данный момент новости возможно получать только по каналу RSS

НАВЕРХ