У Вас есть удачное изобретение?

Публикуйте концепцию и возможно инвестор заметит Вас!

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

ЗАЧЕМ ВСЁ ЭТО?

12-08-2022

Разбор концепции критериев Творческой Личности. Предложена форма приведения критериев в иерархическую систему. Дано диалектическое определение Достойной Цели и системная последовательность целей по уровням. Вывод о возможности построения ДЦ на любом рабочем месте за счёт иерархии целей - дерева целей.

"Зачем всё это?"

(К.Э. Циолковский)

Несомненно, первым и главным качеством Творческой личности (ТЛ), как, впрочем, и любой другой, является наличие цели. Все прочие качества способствуют, даже очень, но и только.

Вопрос о полезности цели, её общественной необходимости вызывает наибольшие споры (см., например, статью Лихошерстных "Верить - не верить" в журнале "Химия и жизнь" (1980г., №12, стр. 88). Это ведь, пожалуй, самый важный момент: как можно раньше определить степень полезности обществу данной цели. Кто, какой комитет, по какой методике заранее определит: полезна ли обществу хотя бы чуть-чуть цель данной личности (известен печальный опыт Нобелевского комитета). Особенно, если цель настолько нова, что её никто другой и не воспримет, разве что как чудачество. Если же это по силам лишь потомкам, то какой смысл в методике? Определять кандидатуры на памятки?

Итак, что полезно обществу? Полезно спасение утопающего (даже одного), полезно переходить дорогу в положенных местах и в положенное время, полезно изобретать (даже атомную бомбу?), полезно вовремя приходить на работу, летать в космос, писать стихи, подметать мусор на улице,.. Легче перечислить, что вредно, но на то есть уголовный кодекс. Ясно, что такое понятие полезности слишком широко, что бы им можно было бы воспользоваться в практических целя. Иначе к категории ТЛ можно отнести, например, водноспасателя, так как:

его деятельность полезна и значительна (спасение жизни человека), ещё не достигнута (утопающего ещё только предстоит спасти) и нова (данного утопающего ещё никто не спасал);

есть план (график дежурства и подготовки);

есть работоспособность (с дежурства не сбегает, а прилежно загорает на посту);

есть техника решения задач (спасать тоже надо умеючи);

умеет держать удар (сколько раз в кинофильмах проходились по осводовцам!);

результативность (спасает ведь!).

Формально всё верно, но ведь никто не рискнёт отнести осводовца к ТЛ. Хороший, прекрасный, нужный работник - да, но ТЛ?..

Слишком широкое понятие полезности лишило смысла все остальные критерии. Произошло это потому, что в формулировке критерия упущено разделение общественной деятельности вообще на поддержание функционирования общественного организма и на его развитие. ТЛ работает именно на развитие (должна!).

То есть, ТЛ работает над разрешением диалектических противоречий (ДП). Именно наличие ДП позволяет выделить из бесконечного числа задач, решаемых человечество, те, что направлены на его развитие (ДП - одновременно и причина и следствие развития). Развитие общества - процесс объективный, не зависящий от воли отдельных людей. Соответственно, появление и разрешение ДП помимо воли людей объективно направлено на развитие общества [1].

Поскольку работа над разрешением ДП есть отличительный признак ТЛ, постольку момент нахождения решения становится концом существования личности как творческой. Чтобы остаться творческой, личность должна заранее подготовить себе новую задачу, содержащую новую ДП. Отсюда следует, что для ТЛ характерно не наличие определённой задачи с ДП, а непрерывный процесс поиска и разрешения ДП. В цель превращается сама непрерывная деятельность по выявлению и разрешению ДП. Иначе происходит подмена цели частным результатом и личность удовлетворяется лаврами [2].

Эффективность непрерывной деятельности тем выше. чем больше связаны решаемые задачи. Предельная эффективность (решений) достигается при вертикальной (под-система - система - над-система - ...) увязке задач, когда задача в соседней (чужой) системе решается данной ТЛ только если это требуется [3] для решения задачи в своей над-системе. То есть, ТЛ должна располагать "деревом" задач и, следовательно, можно делать вывод о разной степени соответствия данной ТЛ некоему идеальному образу ТЛ. Не зря считаются (без всяких методик) величайшими люди, работавшие с наибольшими "деревьями" задач [4]. Не зря имя Наполеона стало нарицательным.

В простейшем виде "дерево" задач представляет собой комплекс рабочих планов - 2-й критерий. Тем самым 2-й критерий теряет самостоятельность и становится частью 1-го критерия.

Поскольку признание личности творческой по критерию общественной полезности сводится к выявлению у неё "дерева" задач с ДП, постольку необходимо научиться отличать отличать объективные диалектические противоречия от субъективных, логических, что затрудняется их внешней схожестью. Но это тема отдельной большой работы [5].

Из представления об общественно полезной цели развития как о "дереве" задач с ДП становится ясно, что разыскиваемый механизм выбора [8] достойной цели на самом деле представляет собой механизм построения цели, степень управляемости которого целиком зависит, во-первых, от желания построить "дерево" задач, и, во-вторых, от умения строить его (владения системным анализом). То есть, отпадает необходимость ломать голову на тему: что бы эдакое сногсшибательное изобрести, чем бы потрясти человечество?

Каждый выполняет какую-то работу в обществе, решает какие-то доверенные ему задачи. При этом можно быть просто шестерёнкой, поддерживая изо дня в день равномерное функционирование общественного механизма (подобно мальчику при паровой машине Уатта), а можно осознанно направить свои усилия на повышение эффективности (то есть, на развитие) доверенного участка механизма (то и сделал легендарный мальчик, связав верёвкой два рычага). Каждый может построить себе "дерево" задач (из своего участка работы) такой высоты, на какую ему хватит смелости (а это дело наживное).

Рост своей личности, как творческой, становится целиком управляемым, соответствие своей работы природным способностям превращается из обязательного условия в желательное. Становится вовсе не обязательным прыгать куда-то в сторону и превращать дело, за которое общество тебе платит деньги, во всего лишь средство обеспечения жизнедеятельности своего организма, занятого другими, пусть даже более важными и высокими проблемами [6].

В простейшем виде механизм построения цели состоит из вовремя задаваемого себе вопроса: "А зачем всё это?" Вообще же требуется владеть аппаратом исследования иерархии систем и их связей (системный анализ?) для выявления иерархии задач и аппаратом построения соответствующего "дерева". Оба эти аппарата сейчас активно разрабатываются. Надо только научиться применять уже достигнутые результаты.

Из представления об общественно полезной цели развития как о "дереве" задач с ДП следует ещё один вывод: поскольку любая регулярная деятельность подразумевает обязательное наличие профессиональных навыков и методов работы с объектами деятельности, постольку деятельность по развитию требует (чтобы не дилетантствовать) в качестве обязательного условия владения аппаратом работы с противоречиями. Таковым работоспособным аппаратом сегодня является только ТРИЗ (ТРТС, ОТСМ). То есть, владение ТРИЗ обязательно для ТЛ, обязательно для результативности его деятельности [7].

Очевидное главенство критерия общественной полезности заставляет думать об иерархичности других критериев ТЛ.

Наличие значительной, новой и общественно-полезной цели - как уже говорилось, это явно главной критерий.

Наличие комплекса планов - как уже отмечалось выше, это только часть 1-го критерия.

Работоспособность - имеет смысл лишь как средство обеспечения результативности.

Техника решения задач - также.

Умение "держать удар" - также.

Результативность - имеет смысл для ТЛ лишь как средство обеспечения 1-го критерия.

Кроме того, появились ещё два критерия, необходимые для построения "дерева" задач: владение системным анализом и умение строить это самое "дерево". То есть, по сути, главный признак ТЛ: наличие непрерывно растущего и столь же непрерывно разрешаемого "дерева" задач с ДП, а остальные критерии являются всего лишь служебными условиями, обеспечивающими высокую эффективность деятельность ТЛ. То есть, имеются признаки отличительные и признаки эффективности.

Автор: Королёв В.А.


Другие статьи по теме:
 ШКОЛА СВОЕГО ДЕЛА
 Я ВАМ ПИШУ… БЕЗ ОПАСЕНИЙ
 УРАЛЬЦЫ КАК СУБЭТНОС
 О ЕДИНСТВЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В РАМКАХ ДИСКРЕТНОГО ПОДХОДА
 ХОРОШО ЛИ БЫТЬ КАМИКАДЗЕ?

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Популярные услуги:

  • Ранжирование проектов в России и за рубежом

    Содействие в участии в зарубежных выставыках и конференциях: от подачи завки и подготовки рекламного материала до самого проведения. Подбор кадров для представительств зарубежных компаний и организаций.

    К услуге

  • Продвижение Ваших проектов и помощь бизнесу

    Любые Ваши коммерческие идеи мы превратим в логически законченный, наглядно оформленный документ (бизнес-план), который можно преподнести инвесторам и партнерам..

    К услуге

Подпишитесь на новости:

И на вашу почту всегда будут приходить только самые интересные и отбрные новости нашего проекта.

подписка:

* В данный момент новости возможно получать только по каналу RSS

НАВЕРХ