У Вас есть удачное изобретение?

Публикуйте концепцию и возможно инвестор заметит Вас!

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Важная проблема этики науки - проблема моральной ответственности науки

14-05-2017

Важная проблема этики науки - проблема моральной ответственности науки, срабатывания принципов этики науки как регулятивов научного исследования. «Этические нормы исследователей - не императивы, а образцы-ориентиры, которые существуют не для того, чтобы им безусловно следовать, но чтобы уменьшать возможное зло как следствие отхода от них» 13.

Развитие постнеклассической практик осуществляется на основе междисциплинарных и трансдисцип-линарних процессов, поскольку исследуются сложные системы, саморазвивающейся и самоорганизации ются - живет, экологические системы, человек, биосфера, социум. их уже не может изучать одна наука или их совокупность - нужны между наукой и транснаукови методологии. Так, в изучении экосистем синергетика как общая методология не отдаляет от истины, а позволяет углубить знания о живом и человека. В междисциплинарных наук относят такие, как биофизика, биохимия, геоэкология и т.д., в которых используются понятийные средства и методы, наработанные в различных дисциплинах и синтезируются в данных науках и используются для решения их исследовательских задач. Трансдисциплинарнисть - также явление постнеклассической науки. Речь идет о том, что концептуальный аппарат, понятийные структуры и язык определенной науки может использоваться во многих науках и практической деятельности. К таким направлениям относится синергетика.

Л.П.Киященко связывает понятие «этоса постнеклассической науки» и «трансдисциплинарности». Она отмечает, что этос современного познания проявляется в разнообразии его организационных форм. Это не только дисциплинарное и специальное знание, которое существует в университетах и институтах, что зафиксировано в учебниках. «Появление трансдисциплинарных сообщества обусловлена необходимостью решения жизненно-практических проблем. В основе такой организации является общность экзистенциального настроения, что связано с рисками современного цивилизационного состояния человеческого существования »15.

Потребность решения исследовательских и практических проблем с позиций трансдисциплинарности порождает «этос трандисциплинарности», который приобретает черты открытой системы, ориентированной на реальные проблемы жизненного мира потре6ують конкретного решения, что проявляется в особенностях матрицы транс дисциплинарного исследования. Она включает в свою структуру: представления об универсуме как единство многих миров, находящихся в процессе становления; соотнесения внутрь научных ценностей с целями и ценностями универсама, что необходимо для статуса как естественнонаучного, так и гуманитарного знания, признание изменчивости законов, их необратимости, действия принципов, выходящих за пределы дисциплинарного знания, действия по образцам общих закономерностей и принципов, являющихся в основе процессов самоорганизации в открытых системах различной природы: физических, химических, биологических, социальных и т.д. ».

Проблема нового этоса науки, связанный с новой формой рациональности, рассматривается методологами в широком - культурном контексте. Именно в нем, как показывает В.С.Швирьов, выявляются особенности определенных форм рациональности, в том числе - их ценностные измерения. Для оценки существенных отличий традиционных и современных форм рациональности исследователь вводит понятие закрытой и открытой рациональности. Закрытая рациональность проявляется в цилевидповидний деятельности как средство рационализации, поиска наиболее адекватных средств реализации заданной цели. Это близко к тому, что Вебер называл формальной рациональностью или цилерациональнистю.

Открытая рациональность проявляется в том, что подвергаются критическому анализу сами цели деятельности - то, что относится к сфере целеполагания. Такой подход позволяет В.С.Швирьову проявлять ограниченность классического - «традиционного» - рационализма и специфические черту нового рационализма - «открытой рациональности». Так, характерным для нее «ценностная экспертиза», которая понимается как механизм связи морального и рационального сознания в современной культуре. Такая экспертиза предусматривает «преодоления ограниченности и частью даже ошибочности в широком мировоззренческом и нравственном плане тех позиций, средством реализации которых становятся определенные рационально организованы и рациональностью осуществляемые практики.

Таким образом, исследователь ведет речь об ориентации на построение более масштабной модели «вписывания» человека в контекст мира, культуры, в котором существенно расширяются «горизонты» мироотношения. Таким образом, согласно рассуждений исследователя, ценностная, гуманитарная экспертиза становится одним из важных механизмов реализации «открытой рациональности».

Методологи и социологи науки отмечают возможности открыть особенности постнеклассической практик, используя понятие габитуса, что введенное П.Бурдье. Он различает непосредственно практику и представление о ней, которые создают сами люди, действующие в определенных условиях. Учитывая это, Г.Гутнер проводит аналогию между понятием практики у Бурдье и понятием языковой игры в Л.Витгенштейн. «Согласно Бурдье, вся человеческая жизнь есть совокупность определенных практик, подобно тому, как у Витгенштейна человек постоянно осуществляет разнообразные языковые игры. Научные семинары, лабораторные эксперименты, написание коллективных статей и монографий - это практики, которые осуществляются соответственно санкционированных в обществе правил. Габитус позволяет находить правильный ход в игре, то есть действовать согласно правилу. Несколько метафорически Бурдье определяет его как «чувство игры». Хороший игрок делает каждый раз то, что требуется игрой. Поясняя свою мысль, Бурдье обращается даже не к языковых игр, а к телесным практикам, которые являются в полном смысле парадигмальных »19.

Аналогом габитуса Г.Гутнер считает также неявное знание, что описано М.Полани. «Полани, как Бурдье, противопоставляет эксплицированы правила научной деятельности и, шире, любое знание, фиксированное с помощью языка, и неявное знание. Последнее включает, прежде всего, разнообразные навыки научной деятельности, которые невозможно и не трeба выявлять явно. Они осваиваются в ходе обучения, передаются в результате общения и составляют неосознаваемый (или не полностью осознаваемый) пласт научного знания, который значительно глубже и богаче зафиксирован в текстах и выраженный в языке. Текст, содержащий научные результаты и методы их получения, всегда вторичен относительно деятельности по получению этих результатов. Именно поэтому, смысл научного текста всегда является чем-то большим, чем явно выражено в нем »20.

Относительно формирования постнеклассической экологических практик важна роль габитуса в формировании образа реальности. Учитывая роль габитуса в коммуникации, следует учитывать, что габитус возникает в результате приспособления к реальности, он способен отображать реальность как таковую. Однако, как отмечают исследователи, «у нас никогда не будет возможности оценить, какой трансформации подверглись реальность в ходе превращения ее в работающий в той или иной коммуникативной системе образ реальности. Ибо мы не имеем возможности отстраненного взгляда с точки зрения самой реальности. Мы можем только оценивать когнитивные ресурсы одного габитуса с позиций другого, а описание действия одних познавательных схем возможно только в рамках других ».

Но несколько в ином аспекте, чем тот, о котором говорилось выше. Если габитус есть универсальный принцип социальной жизни, «то любая ответственность индивида есть лишь видимость ответственности. Все, что делает человек, является не результатом его собственного решения, а актуализацией навязанных ей обществом принципов. Никакой ответственности за такое действие не может быть. Видимость ответственности возникает потому, что сообщество может оценить поступок индивида как неправильный и принять к нему те или иные санкции. Смысл их заключается не в том, чтобы обвинить индивида, в своеобразном дрессировке, наказании, использованном, чтобы привить необходимые привычки »22. Если человек несет ответственность за свои поступки, это значит, что ее деятельность не сводится к габитуаль-ной, то есть, можно говорить не просто об индивиде, «агента социальных практик», а о субъекте коминикативнои деятельности 23 Это означает, что в развитии постнеклассической экологических практик может быть существующий ценностный компонент. То есть, может присутствовать не только габитуальний практическое измерение, а момент осознания того, как именно нужно действовать и поступать.

На итог можно сформулировать следующие выводы. Во-первых, современные экологические практики - исследовательские и социальные - имеют дело со сложными объектами, что является человекоизмерительной, само-организуются и саморазвивающейся, предусматривающий включение аксиологических ориентиров в познания и преобразования этих объектов. Во-вторых, оперирование такими объектами в процессе экологических практик порождает ряд этических проблем, которые можно квалифицировать в контексте этики трансдисциплинарных постнеклассической практик. В-третьих, анализ рясы-альности постнеклассической экологических практик позволяет как найти общий методологическую основу для объяснения интенций индивидуальных действий, так и поставить проблему ответственности человека за кризисное состояние биосферы в другую плоскость: или виноват человек в кризисном состоянии биосферы ли человеческие действия детерминированы габитуальнимы привычками? Так задаются определенные измерения для дальнейшего обсуждения проблемы экологических практик как постнеклассической.


Другие статьи по теме:
 РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
  Забор воды на орошение засушливых земель
 Кто из Читателей не слышал об архитектурной жемчужине Индии, усыпальнице Тадж-Махал?!
 ЧТО БУДЕТ ПРИ ГЛОБАЛЬНОМ ТАЯНИИ ЛЕДНИКОВ
 Обратное течение времени

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

www.pegasrealty.ru

Популярные услуги:

  • Ранжирование проектов в России и за рубежом

    Содействие в участии в зарубежных выставыках и конференциях: от подачи завки и подготовки рекламного материала до самого проведения. Подбор кадров для представительств зарубежных компаний и организаций.

    К услуге

  • Продвижение Ваших проектов и помощь бизнесу

    Любые Ваши коммерческие идеи мы превратим в логически законченный, наглядно оформленный документ (бизнес-план), который можно преподнести инвесторам и партнерам..

    К услуге

Подпишитесь на новости:

И на вашу почту всегда будут приходить только самые интересные и отбрные новости нашего проекта.

подписка:

* В данный момент новости возможно получать только по каналу RSS

НАВЕРХ