У Вас есть удачное изобретение?

Публикуйте концепцию и возможно инвестор заметит Вас!

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ (ПЕРВАЯ ЧАСТЬ АРИЗ-85В)

12-02-2016

Предложен новый вариант 1-й части АРИЗ-85В с алгоритмом построения технических противоречий. Применён микроалгоритм построения технического противоречия.

Формулирование технического противоречия (ТП) в виде "Если - то - но" существенно облегчает решение задачи, однако остаётся трудность: что выбирать за "если" (инструмент) и что за "то" и "но" (изделия). Тут снова начинается скучный перебор, хотя и целенаправленный.

При обучении группы инженеров в сентябре 1987г. с целью ускорения освоения ими АРИЗ-85В (времени было совсем мало) был опробован новый приём: в течение нескольких часов они выполняли по серии задач шаг 1.1. И толь его. Цель была достигнута. Но попутно был найден (награда за новый учебный приём) микро-алгоритм построения технического противоречия. Позднее он был опробован ещё на нескольких десятках задач.

Микро-алгоритм представляет собой следующую последовательность рассуждений:

В каждой рассматриваемой системе при выполнении ею своей основной функции всегда есть какой-то недостаток или какое-то невыполняемое требование.

Для исправления этого недостатка или выполнения этого требования в систему вводят какой-то новый элемент. Если его по условиям задачи в исходной системе нет, то он вводится искусственно (даже если это заведомо неосуществимо или неприемлемо из-за возникновения новых неприятностей).

Новый элемент, так или иначе выполняя свою - вспомогательную - функцию по устранению исходного недостатка, всегда порождает новый же недостаток.

Новый элемент и является той связью (или инструментом), который фигурирует в ТП после слова "если". От его состояния (есть- нет, много - мало, сильнее - слабее) зависит состояние изделий: нового недостатка (присутствующий - отсутствующий) и старого (отсутствующий - присутствующий), которые фигурируют после слов "то" и "но".

ТП строятся в описанной последовательности:

ТП-1: если новый элемент есть или он находится в своём наиболее действенном состоянии (+А),

то исходный недостаток исчезает (+Б),

но возникает новый (-В).

ТП-2: если нового элемента нет или он в ослабленном состоянии (-А),

то нового недостатка нет (+В),

но остаётся старый (-Б).

Примеры:

Задача 1. Из неровных камней путём плавления поверхности горелкой получают правильные блоки. Однако, при этом приходится часто прерывать обработку для контроля обрабатываемой поверхности камня. Если вест обработку непрерывно, то производительность повысится, но снизится качество. Как быть?

Обработка камня происходит быстро, но неровно.

Прерывание работы позволяет контролировать качество.

Но снижает производительность.

ТП-1: если увеличивать число перерывов на контроль,

то качество повышается,

но снижается производительность.

ТП-2: если уменьшать число перерывов на контроль,

то производительность повышается,

но снижается качество.

Задача 2. Золотые цепочки изготавливают в две стадии. Сначала золотую проволоку превращают в цепь из звеньев. Это делают высокопроизводительные машины. Теперь остаётся сварить стыки в звеньях. По закону каждое золотое изделие должно быть цельным, неразъёмным: пробы ставится в одном месте и относится ко всему неразъёмному изделию. Поэтому зазоры в каждом звене цепочки обязательно должны быть ликвидированы. Звеньев много, размеры их малы (1 метр цепочки иногда весит меньше чем 1 грамм). Сваривать вручную? Очень неэффективно и дорого. Подумайте, что можно предложить?

Цепочка изготавливается легко и быстро, но звенья остаются с зазорами.

Ручная сварка позволяет соединить каждый стык звеньев.

Но это очень долго и дорого.

ТП-1: если сваривать каждый стык,

то они исчезают,

но это очень долго.

ТП-2: если не сваривать каждый стык,

то производительность увеличивается,

но стыки сохраняются, что недопустимо.

Хорошо видно, что противоречие является и следствием и причиной развития системы. Именно поэтому для нахождения противоречия в любой системе необходимо реконструировать процесс её развития, её взаимодействия с другими системами, её движения, отталкиваясь от её основной функции. Найденные противоречия есть точки развития системы, позволяющие построить направление её дальнейшего развития путём применения законов развития технических систем. Прежде всего, закона повышения идеальности.

Очевидно, поскольку в ТП-1 обязательно будет присутствовать новый элемент в качестве средства устранения исходного недостатка, постольку в ТП-2 он будет уже в "отсутствующем" (или "ослабленном") состоянии, а новый недостаток тоже будет отсутствующим. Поэтому ясно, что на шаге 1.4 обязательно будет выбрано ТП-2: Закон повышения идеальности заставляет отбросить всё, что порождает новые недостатки, то есть - новый элемент по пункту 2. Таким образом, выбор делается фактически ещё раньше - на шаге 1.1. И этот же закон повышения идеальности заставляет оставить в системе полезную функцию отброшенного нового элемента: ликвидация исходного недостатка, поручая исполнение её на шаге 1.6 некоторому неизвестному (Х) элементу. То есть, система свёртывается в результате как бы функционального анализа условий задачи.

Введение канонической формулы противоречия существеннейшим образом влияет на смысл и содержание как самого шага 1.1, так и последующих шагов первой части. Например, несложно заметить, что при формулировании мини-задачи в конце шага 1.1 всегда будет "необходимо при минимальных изменениях в системе" обеспечить ликвидацию недостатка по пункту 1 ("но" в ТП-2) без возникновения недостатка по пункту 3 ("но" в ТП-1).

Далее, выявление конфликтующей пары и построение графических схем теряет первоначальный смысл: состав конфликтующей пары очевиден, а все разновидности схем заменяются одной.

Излишним становится и шаг 1.4 - выбор делается фактически ещё на шаге 1.1 при анализе ситуации.

Шаг 1.5 остаётся, но существенно облегчается, так как ясно видно, что ("если") и куда обострять.

Можно также достаточно уверенно предположить, что формула ЕТН разрубит "гордиев узел" задач-"путанок", поскольку благодаря нацеленности на процесс развития (а он всегда рассматривается лишь один) мы быстро вылавливаем нужные противоположности двух объектов.

Конечно, всякие попытки доработки АРИЗ-85В, мощного и зарекомендовавшего себя инструмента, достаточно неблагодарное дело, но тем не менее...

Проект новой 1-й части АРИЗ-85В с примерами прилагается.

Автор: Королёв В.А.

Позднейшее дополнение:

Как выявилось в дальнейшем, во втором шаге микро-алгоритма для устранения недостатка новый элемент вводить нельзя. Указанный недостаток следует рассматривать как вторичный, возникший вследствие попытки устранения более глубинного (или первичного) недостатка. Это как раз и достигается путём исследования развития системы (генетический анализ). Более того, предлагаемый микроалгоритм позволил вместо всей системы Стандартов решать все задачи только Стандартом 1.1.1 - постройкой веполя.


Другие статьи по теме:
 СВОЯ РАЗВЕДКА
 CТАНДАРТИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
 СЛОЖНОСТЬ ТРУДА
 АМЕРИКАНСКАЯ И МИРОВАЯ НАУКИ: ИХ РАЗВИТИЕ И ПРОБЛЕМЫ
 ВЫБОР ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ХАРАКТЕРА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Популярные услуги:

  • Ранжирование проектов в России и за рубежом

    Содействие в участии в зарубежных выставыках и конференциях: от подачи завки и подготовки рекламного материала до самого проведения. Подбор кадров для представительств зарубежных компаний и организаций.

    К услуге

  • Продвижение Ваших проектов и помощь бизнесу

    Любые Ваши коммерческие идеи мы превратим в логически законченный, наглядно оформленный документ (бизнес-план), который можно преподнести инвесторам и партнерам..

    К услуге

Подпишитесь на новости:

И на вашу почту всегда будут приходить только самые интересные и отбрные новости нашего проекта.

подписка:

* В данный момент новости возможно получать только по каналу RSS

НАВЕРХ