продвижение изобретений на рынок
Публикуйте концепцию и возможно инвестор заметит Вас!
О ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ И ИХ ПОЛНОТЕ |
08-04-2023 |
Предложен новый подход к образованию системы законов развития технических систем. Согласно этому подходу законы представляют собой следствия матричного взаимодействия трёх фундаментальных законов диалектики.
1. По Марксу ("Капитал" т.1, стр. 377, 1953г.) "Всякая развитая совокупность машин состоит из трёх существенно различных частей: машины-двигателя, передаточного механизма, наконец машины-орудия, или рабочей машины." Развитие её происходило в следующей последовательности: сперва появляется орудие, затем передаточный механизм и, наконец, двигатель. То есть, изложена последовательность вытеснения человека (замена человеческих функций) из ТС, из процесса превращения сырья в конечный продукт. Далее, на стр. 387, речь идёт о замещении функции оперативного управления машиной с оставлением за человеком функции контроля.
Злотин Б.Л. и Альтшуллер Г.С. ("Профессия - поиск нового", стр. 75), развивая эту последовательность, пишут, что оперативное управление передавалось машине не сразу, а по шагам:
а) появление устройств управления механизмами (руля у корабля и т.п.);
б) появление механизмов-преобразователей в системах управления (рулевые машины во флоте);
в) появление устройств выдачи команд управления без обратных связей (различные копировальные устройства).
В этом разбиении можно усмотреть разложение функции управления также на орудие ("а"), трансмиссию ("б") и двигатель ("в"). Маркс не выделял специально органа управления, хотя и говорил об управлении. ГСА это сделал, превратив трёхчленную формулу машины в четырёхчленную. Но Далее ГСА и ЗБЛ вводят информационный уровень (по Марксу - функцию контроля), который также передаётся от человека к машине за три шага:
а) появление разного рода датчиков, дополняющих чувства человека;
б) машинная оценка, агрегатирование, преобразование информации к удобному для восприятия виду;
в) появление автоматизированных систем управления.
Здесь также можно усмотреть разложение функции контроля на те же три составные части. Причём вытеснение человека идёт в том же порядке.
2. Маркс говорил о минимальной ТС (машине). ГСА, вводя орган управления, назвал новую ТС минимально работоспособной. Систему с контролирующим органом можно, видимо, назвать минимально самоуправляемой.
3. Развивая эту линию дальше, можно предположить, что чисто человеческая функция целеполагания также будет со временем передана машине как орган целеполагания. И происходить это будет также в три этапа. Намёк (хоть и слабый) есть в упомянутой книге ЗБЛ и ГСА: там контрольная функция названа информационным уровнем, подразумевая, что решение (т.е. целеполагание) остаётся за человеком. Что же останется человеку? Можно предположить, что это, переданное машине, целеполагание будет всё же как-то ограничено, например, функцией. То есть, все цели в рамках одной функции. Например, проводка корабля из порта в порт.
4. А что дальше? А дальше самое интересное: выбор цели, поиск её, смысл жизни. И это тупик, если забыть, что машина - неотъемлемая часть человека, если оставить в стороне вопрос - а зачем человек нужен природе, вселенной?
5. Всё это до сих пор касалось собственно машины - ТС. Но может ли машина существовать, если она не будет двигаться? Без движения машина представляет собой просто набор металлолома. Может ли жить, работать автомобиль без дороги, корабль без воды? Может ли развиваться автомобиль, не применяясь к дороге, к перевозимому грузу, а корабль - морю? Предмет труда (по Марксу) или изделие (по ТРИЗ) - неотъемлемая часть живой, развивающейся ТС. В то же время надо учитывать, что и отдельные части машины также могут быть изделиями (предметами труда). Например, для органа управления изделием может быть рабочий орган, или привод, или трансмиссия. Так или иначе, а вполне резонно будет считать изделие (предмет труда) частью работающей ТС.
6. При работе системы непременно возникают конфликты, вызванные тем, что отдельные части ТС или она сама в целом функционирует, по нашему мнению, неудовлетворительно. Причины, как правило, следующие:
а) нет нужного элемента ТС;
б) нет нужной связи между элементами;
в) плохая связь между элементами.
Часть ТС, содержащая конфликт, и называется веполем. При этом вполне закономерно исключается из рассмотрения вся остальная часть ТС вместе с её свойствами.
Под выражением "нет нужного элемента ТС" или "связи" надо понимать то, что в роли данного (т.е. отсутствующего элемента или связи выступает человек. Когда человеку не нравится (или он попросту не справляется) выполнять роль части ТС, мы говорим о плохой управляемости элемента ТС и тогда развиваем систему управления им. Это выглядит как цепной или комплексный веполь. Точнее говоря: сперва комплексный веполь, а затем цепной.
Таким образом, строя и развивая веполь, мы, тем самым, достраивая развиваем ТС, вытесняя из неё человека, перепоручая постепенно его функции машине.
7. Видимо, вполне логично будет при формулировании состава ТС (например, на шаге 1.1 в АРИЗ) перечислить все части машины по её теоретическому составу с указанием соответствующих им реальных объектов, включая человека.
8. Имея состав ТС и перечень характеристик её частей (ВПР) можно рассмотреть и механизм её развития. Как известно, причиной развития является наличие в каждом объекте единства и борьбы противоположностей. Может, более точно будет сказать не в "объекте", а в "системе". Закон перехода количества в качество указывает на способ развития: любая ТС приобретает новое качественное состояние только при количественном изменении её под-систем. Это, естественно, не исключает возможности качественного изменения системы при качественном же изменении подсистем, но последнее, в свою очередь, всё равно обусловлено количественным изменением под-под-систем. Третий закон - отрицания отрицания - указывает на неотвратимость смены одного качественного состояния системы другим.
Автор: Королёв В.А.
Содействие в участии в зарубежных выставыках и конференциях: от подачи завки и подготовки рекламного материала до самого проведения. Подбор кадров для представительств зарубежных компаний и организаций.
Любые Ваши коммерческие идеи мы превратим в логически законченный, наглядно оформленный документ (бизнес-план), который можно преподнести инвесторам и партнерам..
И на вашу почту всегда будут приходить только самые интересные и отбрные новости нашего проекта.
* В данный момент новости возможно получать только по каналу RSS
Главная | Обратная связь | Карта сайта
2005-2020 © inventors.ru - продвижение изобретений на рынок