У Вас есть удачное изобретение?

Публикуйте концепцию и возможно инвестор заметит Вас!

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Изучение математики будущими социологами

18-08-2017

Начало XXI века характеризуется в украинском обществе постоянными изменениями социально-политических, экономических и нравственных ориентиров. Однако, несмотря на все неурядицы в политической жизни, обеспечение высокого уровня образования является приоритетом для любой ветви украинской власти. Важным направлением современного реформирования системы образования в Украине является повышение качества подготовки выпускников вузов, в частности - социологов.

между потребностью общества в высококвалифицированных, креативных, комуникативнорозвинених, принципиальных социологах и недостаточной направленности профессиональной подготовки социолога на формирование таких профессиональных качеств;

Для преодоления вышеуказанных противоречий профессиональной подготовки социологов, для удовлетворения требований общества к профессиональной подготовке выпускников вузов, необходимые изменения в учебно-воспитательном процессе. Существенным шагом к таким изменениям является разработка новых образовательно-квалификационных характеристик и образовательно-профессиональных программ на основе компетентностного подхода. Согласно письму Министерства образования и науки Украины № 1/9 - 484 от 31.07.2008, Институтом инновационных технологий и содержания образования разработаны методические рекомендации «Комплекс нормативных документов для разработки составляющих системы отраслевых стандартов высшего образования». Переход на компетентностный подход в подготовке социологов позволит повысить качество его профессиональной подготовки. Применение компетентностного подхода к математической подготовке приведены в работе [2, с. 85 - 88].

Основанием для высокого уровня профессиональной подготовки социолога является математическая подготовка. Несмотря на то, что социология считается гуманитарным направлением, математическая подготовка является неотъемлемой частью профессиональной подготовки социолога.

Изучение математики будущими социологами, а также применение ими современных математических методов для анализа социальной реальности, способствует более успешному формированию у студентов профессиональной компетентности, умению привлекать междисциплинарные связи, осуществлению преемственности в изучении математических навыков, развития критического и прогностического мышления. Основой решения многих прикладных задач являются методы математического моделирования. Умение корректно предоставить формулировку вопроса на языке узких специалистов (например, математиков или программистов), адекватно осуществить интерпретацию полученных результатов с точки зрения социальных наук, уточнить и провести коррекцию построенной математической модели являются важнейшими в методическом арсенале будущего социолога [1, с. 22,23].

Проблемы математической подготовки студентов разного профессионального направления достаточно широко освещены в трудах выдающихся математиков и педагогов. Это работы Е. Вентцель, В. Глушкова, Б. Гнеденко, Л. Кудрявцева, А. Самарского, М. Шкиля. Также заслуживают внимания научно-методические исследования Г. Билянина, В. Веникова, Ю. Галайко, Г. Дудки, В. Клочко, О. Красножон, Т. Крыловой, Л. Ничуговськои, В. Петрук, Н. Потоцкого, Л. Пухановой , С. Ракова, Н. Самарчук, А. Столяра, Ю. Триус, А. Фомкин. Несмотря на большое количество научных публикаций, посвященных проблемам математической подготовки студентов различных направлений подготовки, обстоятельного исследования в области методики преподавания математических дисциплин социологам украинскими исследователями не проводилось.

В процессе обучения в вузе студенты изучают следующие дисциплины математического и статистического цикла: «Высшая математика», «Теория вероятностей», «Математическая статистика», «Математические и статистические методы в социологии», «Количественные методы социальных исследований». Эти предметы можно отнести к фундаментальным дисциплинам математического и статистического цикла. Преподавание приведенных дисциплин закладывает основы математической подготовки, необходимые для изучения специальных дисциплин и будущей профессиональной деятельности. Преемственность и непрерывность математической подготовки обеспечивается изучением дисциплин профессиональной подготовки, в которых непосредственно применяются математические и статистические методы. Таковы «Социальная статистика», «Логика социального исследования», «Программирование социальных исследований», «Оценка социальных программ и проектов», «Методы многомерного анализа данных в социологии», «Социально-экономическая статистика», «Организация массовых опросов», « Выборочный метод в социологии »,« Социальное прогнозирование »,« Моделирование социальных процессов ».

Анализ учебных планов ведущих украинских университетов, которые готовят социологов, свидетельствует о том, что подходы к преподаванию математических и статистических дисциплин отличаются. Даже дисциплины обязательного фундаментального общеобразовательного цикла излагаются в разной часовой объеме. Наиболее широкий спектр таких дисциплин преподается в Киевском национальном университете им. Тараса Шевченко и Харьковском национальном университете им. Каразина. Понятно, что подход к преподаванию фундаментальных математических дисциплин, существенно влияет на выбор студентами дисциплин, в которых применяются математико-статистические методы. Поэтому выпускники-социологи разных вузов Украины имеют неодинаковый уровень математической подготовки. Такое различие связано со спецификой подготовки в разных университетах. Время показывает, что на рынке труда пользуются спросом социологи, которые имеют высокий уровень математической подготовки. В связи с этим, опыт подготовки социологов в КНУ и ХНУ имеют перенять большинство университетов Украины.

Итогом изучения математических дисциплин является достижение определенного уровня математической подготовки. Математическая подготовка студентов-социологов должна предоставить такие знания и умения, которые способствуют формированию научного мировоззрения, воспитанию логического мышления, обеспечивающие возможность использования математического аппарата в профессиональной деятельности, позволяют овладеть современными методами исследования социально-политических явлений.

Проведенный анализ математической и статистической составляющих учебного процесса подготовки социологов позволяет сделать вывод, что математические дисциплины является важным звеном профессионального формирования студентов. Подготовку высококвалифицированных социологов, которые имеют высокий математико-статистической подготовки, которые способны к профессиональному росту и мобильности в сложных современных условиях развития общества, можно обеспечить основательно и логично построенным циклом базисных математических и статистических дисциплин специальности «Социология».


Другие статьи по теме:
 ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ВРАЩЕНИЯ. ПЯТИМЕРНЫЙ ФИЗИЧЕСКИЙ МИР.
 ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ НА ЭТАПЕ РАСШИРЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
 Изучение математики будущими социологами
 ФРАКТАЛЫ И ВОЗРОЖДЕНИЕ ТЕОРИИ ИТЕРАЦИЙ
 БЛИСТАТЕЛЬНАЯ ЦАРИЦА ПУСТОТЫ

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Популярные услуги:

  • Ранжирование проектов в России и за рубежом

    Содействие в участии в зарубежных выставыках и конференциях: от подачи завки и подготовки рекламного материала до самого проведения. Подбор кадров для представительств зарубежных компаний и организаций.

    К услуге

  • Продвижение Ваших проектов и помощь бизнесу

    Любые Ваши коммерческие идеи мы превратим в логически законченный, наглядно оформленный документ (бизнес-план), который можно преподнести инвесторам и партнерам..

    К услуге

Подпишитесь на новости:

И на вашу почту всегда будут приходить только самые интересные и отбрные новости нашего проекта.

подписка:

* В данный момент новости возможно получать только по каналу RSS

НАВЕРХ