У Вас есть удачное изобретение?

Публикуйте концепцию и возможно инвестор заметит Вас!

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

ГЕНИЙ РОДА, ИЛИ ЧТО НАМ ГОВОРИТ СОВРЕМЕННЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ?

03-06-2022

Кризис, сложившийся в современной западной культуре, во многом связан с укреплением позиций материализма. Последний, каким бы подозрительным ни казался этот обобщающий философские течения термин, имеет давнюю историю, представлен в ней разными формами и непосредственно связан с естественно-научными дисциплинами. Научно-технический прогресс, под знаком которого прошел минувший век и, по-видимому, пройдет век грядущий, дал нам почти завершенную картину мира явлений, но развеял очарование сказочно-непознанного. Ожидаемые достижения генной инженерии, несомненно, коренным образом изменят весь лик человеческой цивилизации. Поэтому нынешние философы, преимущественно цитирующие труды мастеров прошлого, должны чутко прислушиваться к тому, что им говорит современные наука и материализм. Этот голос старого врага подлинной философии, теперь заглушаемый нестройным хором эзотерики и лженауки, звучит из разных уголков возведенного специальными науками здания.

Перед тем, как перейти к основному предмету статьи, попробуем дать определение материализму. В нашем понимании, не претендующем на точность, первейшим признаком материалистического мироощущения является отрицание потустороннего мира (трансценденции), каким-либо образом связанного с этим миром. Законов физики, как кажется, достаточно для объяснения явлений, и бритва Оккама, понимаемая учеными как методологический принцип, принимает онтологический оттенок. Западная культура сравнительно давно свыклась с тем, что явления в неживой природе вполне объяснимы из законов физики. Изгнание витализма из биологии в начале ХХ-го века и утверждение дарвинизма привело к объяснению явлений живой природы конкретными физико-химическими механизмами. Бихевиоризм Дж.Б.Уотсона и работы по физиологии высшей нервной деятельности Павлова позволили редуцировать низшие проявления человеческой природы к уже известным законам естествознания, поскольку здесь поведенческие реакции человека и животных ставились в один ряд. Психоаналитическая теория З.Фрейда и К.Г.Юнга нанесла удар по идеализму (противоположность материализма) с другой стороны: все высшие устремления человека были объявлены следствием психических процессов в бессознательном, которые имеют вполне естественные причины. Достаточно вспомнить орально-анальные рассуждения Фрейда или упоминания Юнга о медленной разрядке некой клетки и последующей ее мгновенной разрядке, ведущей к вспышкам гнева. Компаративный анализ мифологии народов мира (К.Леви-Стросс и др.) в действительности имеет целью осуществить редукцию религии к явлениям психики. Не забудем и гештальт-психологию как промежуточное звено между психоанализом и нейрофизиологией, по-своему решающую доставшуюся в наследство от философии проблему психофизического параллелизма. Мы можем констатировать, что программная установка науки Нового времени, – искать лишь действующие, а не целевые, по классификации Аристотеля, причины– реализована современной наукой блестяще, а именно проведена редукция по цепи: “религия– миф– психика– мозг– нейроны– молекулы– атомы”. В этот ряд можно добавить и экономику с ее функциями полезности, статистически предписывающими экономическому субъекту действовать вполне определенным образом. Итак, возникает сильное подозрение, что достаточное объяснение по цепи редукции любого явления в этом мире безальтернативно, онтологически истинно? Это подозрение превратилось в уверенность у Ф.Ницше, который нашел смелость во весь голос отказаться от трансценденции. Вот красноречивая цитата из него [1, с.241]: “…вещи высшей ценности должны иметь другое, собственное происхождение,- …в недрах бытия, в непреходящем, в скрытом божестве, в “вещи самой по себе”- там их причина и нигде иначе!- такого рода суждение представляет собой типичный предрассудок, по которому постоянно узнаются метафизики всех времен.”. А. Шопенгауэр справедливо писал, что подлинная философия невозможна без ощущения, что за этим видимым миром скрыт иной. Тем самым последовательно проводимый материализм и философия несовместны. Ослабляет материализм и силу традиционной морали, поскольку теряется онтологическое основание этики, а возможной становиться лишь нормативная этика. Об этом блестяще написал писатель С.Лем [2, с.323-324]. Примечателен также рассказ Р.Шекли “Холодно-горячо”, где главный герой, пройдя по цепи редукции, восклицает: “Спасите меня!”. Недаром и Ницше, и Фрейд сравнили свои теории с ядом, а работы Дж.Б.Уотсона вызвали эмоциональное неприятие со стороны его научных оппонентов.

Второй признак материализма, быть может, имеющий меньшую степень общности, чем первый, касается понятия “материя”. Я буду отталкиваться от механо-детерминистического представления Демокрита о мире (“атомы и пустота”), но сразу внесу поправку о вакууме, который, по нынешним физическим теориям, отнюдь не пуст, а есть “особое состояние материи, обладающее наименьшей энергией”. Второй признак материализма носит в отличие от первого позитивный характер и заключается в положении,– этот мир есть единая субстанция (материя), посредством которой только и возможно взаимодействие наблюдаемых нами вещей, а эти веши есть оформленная материя. В более конкретном виде данное положение представлено нами ранее в (), где обсуждается математическая игра “Жизнь” Дж.Конвэя. С позиции кантовской философии оно неоднозначно, поскольку в нем как будто бы смешаны мир явлений и мир “вещей в себе”. Но материалист помимо тривиального “мир есть материя” с необходимостью должен утверждать нечто позитивное о свойствах самой материи. По меньшей мере это: а) свойство единства, аналитически содержащееся в самом понятии материи, из которого следует свойство однородности; б) свойство множественности вещей, которое либо признается априорным синтетическим, либо имеет силу лишь апостериорного синтетического суждения (последнее привело и Гегеля, и Шопенгауэра к отрицанию множественности “вещей в себе”); в) свойство общения, которое разрешает антиномию единства-множественности и предполагает наличие пространства-времени. Последнее свойство в философской литературе обычно называется движением. Точнее, свойство общения реализуется через движение. Большинство ученых пользуется понятиями пространства-времени вне зависимости, имеют ли они онтологическое значения или являются “необходимыми условиями опыта вообще”.

Приведенный выше экскурс в сущность материализма не претендует на полноту и систематичность, но необходим в качестве введения к основному предмету статьи.

Персистенции и акциденции

Под наблюдателем будем понимать выделенную часть материи, как целое получающую и преобразующую сигналы от другой выделенной части материи (наблюдаемого). Таким образом, наблюдатель может быть сложной технической (например, диктофон) или биологической системой (зрительная система Homo Sapience). В большинстве случаев, что зависит от соответствия внутреннего устройства наблюдателя, его априорных форм обработки информации и специфики наблюдаемого, будет проводиться процедура дискретизации единого образа наблюдаемого. В результате наблюдатель имеет перед собой упорядоченный по пространству и времени ряд образов, которые могут быть описаны абстрактным понятием “вещь”. Каждый образ вещи наделяется совокупностью качеств (свойств), благодаря которой наряду с пространством только и возможно познание различия и тождества.

В ряде или выборке образов вещей наблюдатель может оценить частоту появления какого-либо признака, качества. Если данный признак встречается небольшое число раз или даже уникален, то назовем его акциденцией. Если данный признак встречается более чем в 1/10 доле всех случаев, то назовем его персистенцией. Таким образом, различие между акциденцией и персистенцией лишь количественное. Эти определения распространяются и на сложные признаки, представляющие собой комплекс признаков, и на динамические признаки, для определения которых наблюдатель привлекает временные ряды.

Приведем примеры. Допустим, рассматривается выборка фотоснимков гор нашей планеты. Тогда акциденцией “быть высотой более 8800м” будет обладать лишь пик Эверест и, быть может, еще несколько гор. Признак обладания высотой менее 3000м является персистенцией, поскольку очень много гор имеют такую высоту. Представим себе людей на всех эскалаторах московского метро в течении некоторого периода времени. Увидеть человека, идущего против хода эскалатора, чему один раз был свидетелем автор– значит увидеть акциденцию. В этом примере мы имеем две персистенции: “стоять на ступеньке” и “двигаться по ходу эскалатора”. Рассмотрим жизнь человека на протяжении года. Пусть наблюдалось, что была неделя, когда человек отсутствовал на работе, а все остальные недели он работал. Возможно, что тогда он болел, но это лишь наше предположение, и мы можем говорить только, что встретились с акциденцией. Один и тот же признак, являясь акциденцией в одном случае, проявляется как персистенция в другом, и наоборот. Например, признак “уметь решать квадратное уравнение” есть акциденция, если выборка производится среди жителей страны, и он же есть персистенция, если выборкой взяты сотрудники мехмата МГУ (им хоть раз в жизни обязательно довелось решить квадратное уравнение). Наконец, пример из квантовой механики. Наблюдая за одиноким электроном, замечаем, что вероятность ему иметь энергию, отдичную от собственного значения энергии, находимого из уравнения Шредингера, ничтожно мала. Персистенция здесь– “иметь энергию, равную собственному значению энергии. В этом примере роль гипотетического наблюдателя может играть некий разумный протон.

Согласно второму признаку материализма, множественность вещей сохраняется для любого наблюдателя. Точнее, сформулируем такое определение коррелированного наблюдения, в котором постулируется его возможность: каков бы ни был наблюдатель, найдется такое наблюдаемое, которое предстанет в виде множественности, т.е. к образу наблюдаемого будет применима процедура дискретизации. Например, глядя с высоты Останкинской телебашни на ползущую подобно зеленой гусенице электричку, я могу перевести затем взгляд на пять пальцев своей руки. По нашему мнению, это положение является аналитическим. Возможность коррелированного наблюдения связана с уровнями организации материи, причем каждый объект, который потенциально и наблюдатель, и наблюдаемое, находится в отношении “состоять из” к объектам нижестоящего уровня. Такое представление современного естествознания комплементарно цепи редукции. Теория самоорганизации, хотя и испытывает внутренние трудности, по-видимому, является единственным путем материализма для объяснения продолжающегося и сейчас процесса эволюции. Свойство движения наблюдаемо на всех уровнях организации материи; благодаря нему и возможна самоорганизация. Таким образом, множественность наблюдаемого, заключающееся в разных персистенциях и акциденциях, редуцируется к нижестоящему уровню. Например, множественность органических химических веществ, которых насчитывается более ста миллионов, сводится к наличию десятка сортов атомов в периодической системе.

Теперь мы покинем точку зрения релятивизма и будем говорить об акциденциях и персистенциях вещей независимо от специфики наблюдателя. Основание для этого содержится в определении “наблюдателя” и единстве материи. Итак, если указана вещь, то мы предполагаем, что она обладает акциденциями и персистенциями в отношении уже не процедуры наблюдения, а в отношении других вещей того же рода. Сам же род вещи определяется ее принадлежностью к тому или иному уровню организации материи. В свете кантовской философии мы совершили возмутительное действие, допустив смешение двух миров, но впредь будем применять это новое понимание акциденций и персистенций. Поясним его на примере. Допустим на столе находятся шесть одинаковых чугунных гирек и одна фапьшивая, которая искусно укрыта от глаз наблюдателя за одной из настоящих. Наивный наблюдатель скажет: “ На столе я вижу шесть предметов, в увиденном мною образе нет акциденций”. На самом деле в имеющемся на столе ряду предметов присутствует скрытая акциденция, кроме того, наблюдатель ошибся в размере выборки. В старом смысле недопустима выборка из, например, всех звезд в мире, ибо ее невозможно реализовать эмпирически. В новом смысле такая выборка является типичной, а ее размер может быть бесконечным.

Таким образом, в современном материализме реанимируется пара модус-атрибут из средневековой философии. Под модусом или акциденцией понималось случайное, преходящее, несущественное свойство вещи; атрибут же означал неотъемлемое, необходимое, присущее самости вещи свойство. Существенным в нашем понимании является наличие потенциальной выборки, которая, однако, не произвольна. Ниже мы более глубоко раскроем смысл акциденций и персистенций.

Дарвиновское обоснование акциденций и персистенций.

Давно подмечено, что все вещи подвержены гибели и могут внезапно рождаться. Анаксимандр искал причину гибели вещей в их нечестивости. Всякая вещь подвержена также влияниям внешней среды, точнее, других вещей. Следовательно, всякая наблюдаемая нами вещь долгое время сопротивляется тем внешним (и внутренним!) влияним, которые сами по себе для нее гибельны. Удивительно, что такое лежащее на поверхности логическое суждение– “выживают наиболее приспособленные”,– было найдено лишь в сер.Х1Х-го века Ч.Дарвином. Более корректно, с учетом существования нейтральных мутаций, ответственных за многообразие генетического материала в биологических популяциях, сказать: “Выживают сравнительно приспособленные”. Следует сразу отвести упрек во внешней тавтологичности этого положения и дать более развернутую формулировку: “Структура вещи такова, что позволяет долгое время ей функционировать во враждебном окружении”, а также привести обратную: “Необходимость пребывать во враждебном окружении накладывает ограничения на структуру вещи”. Неравновесная термодинамика (И.Пригожин), молекулярная биология и биофизика конкретизируют эти положения для живой клетки, указывая на уход живой клетки из-под удара второго начала термодинамики за счет получения свободной энергии из-вне. Тем не менее, в силу своего логического происхождения дарвиновское положение справедливо на всех уровнях организации материи, поэтому повторим его для вещей неживой материи:

Выживают приспособленные.

Давая ранее определение акциденциям и персистенциям, мы не укакзывали какого типа свойство рассматривается: структурное или функциональное. Второй тип наиболее часто наблюдаем, поскольку тогда наблюдаемое вступает во взаимодействие с наблюдателем. Однако и структурное свойство, хотя и опосредованно, также может наблюдаться. Поэтому целесообразно будет понимать под персистенцией (акциденцией) преимущественно структурное свойство, а если речь идет о релятивистской трактовке, то под ней будем понимать функциональное свойство. Встретив некое свойство у одной вещи, мы не можем ничего сказать о его селективной ценности. Встретив некое свойство у многих вещей одного рода, мы можем утверждать о его приспособительном характере. В противном случае за время нашего потенциального наблюдения по крайней мере одна вещь погибла бы, поскольку в среднем окружение каждой вещи из выборки одинаково. Итак, всякая ли персистенция имеет приспособительное значение? Это почти так, поскольку, как мы покажем далее, есть исключения. К большинству персистенций приложим римский юридический вопрос: “Кому (как) это выгодно?”. Акциденции же имеют случайное происхождение, они, как и мутации, редко обладают селективной ценностью.

Одна и та же функция может быть реализована разными структурами, а одна структура может в зависимости от внешнего воздействия показывать различные функции. Например, протон и нейтрон, находящиеся в атомном ядре, есть два состояния одной частицы. С точки зрения математики оптимизационная задача на поиск экстремума функции F(S), отражающей селективную ценность, имеет несколько решений S1,S2,…,Sn, отвечающие различным структурам. В популяционной экологии есть понятие “дикого типа”, когда в генофонде нет преобладающего типа генов, а присутствуют до пяти-шести разных генотипов. Можно привести пример из области химии: в природе одинаково устойчивы изотоп хлора-36 и изотоп хлора-35. Таким образом, часто в выборке присутствуют взаимоисключающие персистенции. В качестве реализации второго варианта рассмотрим персистенцию зеленого цвета растения. Молекула хлорофилла, участвующего в фотосинтезе, обладает нефункциональным свойством отражать свет с длиной волны порядка 600нм. Можно сказать, что персистенция наличия хлорофилла, имеющая, несомненно, селективную ценность, порождает другую персистенцию (зеленого цвета). Несколько структурных персистенций способны также реализовать им по отдельности не свойственную функциональную персистенцию. Назовем это явление смешением персистенций. Например, персистенции твердости льда и пластичности воды приводят к персистенции узкой формы сосулек в поле тяжести.

Когда исследователь рассматривает вещь как систему, находящуюся в заданных, предопределенных условиях, то он, конечно, облегчает свою задачу. При этом упускается тот случай, когда в окружение вещи входят вещи одного с ней рода. Достаточно вспомнить примеры: атомы в кристаллической решетке, внутривидовая конкуренция (за ресурс), человек в толпе. Это приводит к влиянию как персистенции на саму себя, так и взаимодействию взаимоисключающих персистенций, что влечет за собой нелинейность математических уравнений, описывающих динамику целого. Эволюция этого целого выражается в нестационарности персистенций вещей. Попытаемся описать эволюцию пока неживой материи in abstracto. Пусть в начальный момент времени имеется движение многих вещей n-го уровня организации материи, каждая из которых представлена совокупностью своих персистенций и акциденций. В процессе этого образуются как короткоживущие, так и долгоживущие конгломераты вещей, т.е. их движения скоррелированы. Чем больше вещей в каком-либо конгломерате, тем более он устойчив (так обстоит дело с зародышеобразованием в коллоидной химии). Его структура благоприятствует принятию в конгломерат новых вещей-членов. Размер этого конгломерата, правда, ограничен сверху. С течением времени каждый конгломерат совершенствуется, поскольку неудачные конгломераты уже распались. Но ценой существования конгломерата, которого уже можно назвать вещью (n+1)-го уровня организации материи, будет ограничение на его структуру. Постепенно большое разнообразие акциденций вещей (n+1)-го уровня сменяется небольшим спектром персистенций. Этот процесс имеет последствия и для вещей n-го уровня: их старые персистенции уже перестали работать, по крайней мере частично, в новом “окультуренном” окружении. У этих вещей n-го уровня, возможно, появится некоторое число персистенций, которые раньше присутствовать раньше не могли. Так возникает, например, специализация.

Величайшим событием эволюции материи было появление первой живой клетки. Природа не стала искать бессмертия на пути создания все более и более долговечных вещей, а открыла самовоспроизводство. Действительно, как ни совершенна была бы структура вещи, она может дать адекватный ответ лишь на 999..9 внешних воздействий, а 100..0-е воздействие окажется фатальным. Но если структура воспроизведет себе подобную, то хотя и погибнет, но потомок сохранит эту структуру до следующего фатального воздействия. В своей книге Докинз высказывает весьма радикальное мнение о том, что все ухищрения животных, вся сложность функционирования клетки, все это лишь механизмы для сохранения молекулы ДНК. По Докинзу, естественный отбор происходит ни на уровне особи, ни на уровне популяции, а на уровне генов. Несмотря на наше несогласие с этой мыслью (отбор происходит на всех уровнях организации материи), она достаточно интересна. Кстати, при репликации ДНК одна цепочка родительской молекулы физически переходит к дочерней клетке. Таким образом, если все персистенции вещи неживой материи направлены на выполнения функции выживания, то для вещи живой материи, т.е. живого существа верно:

Выживают приспособленные (к условия среды)

Выживают воспроизводящие себя.

Нетрудно видеть, что это приведет к увеличению темпов эволюции живой материи по сравнению с эволюцией неорганического мира благодаря ускорению стадии перехода акциденций конгломератов в спектр персистенций. Выполнение этих двух задач одинаково хорошо одним организмом, по-видимому, невозможно. Наиболее критичны в этом отношении ранние стадии онтогенеза. Представьте, например, разве может курица, сидящая на яйцах, искать себе пропитание сама? Согласно Х разделение полов впервые произошло у покрытосеменных растений. Это еще более ускорило темпы эволюции, что связано с так называемым половым отбором. Увеличение численности популяций привело помимо внутривидовой конкуренции к социальному поведению, к выгодам, вытекающим из экологического принципа Олли. Биологов Х1Х-го века часто ставили в тупик многочисленные примеры альтруистического поведения животных [3],[4]. Персистенции как бы обрели собственную жизнь, независимую от судьбы отдельного животного. Социальные животные решают уже на три задачи:

Выживают приспособленные к условиям среды

Выживают воспроизводящие себя

Выживают полезные роду (групповой отбор)

Анализ развития живой материи учеными ХХ-го века привел к появлению понятий “коэволюция”, “биосфера”. Отношение “хищник-жертва” между популяциями разных видов приводят к “гонке вооружений”: лани бегают все быстрее, леопарды становятся хитрее. Это один из примеров коэволюции. Учение академика Вернадского о косном и живом вещество, об их тесном взаимодействии содержит в более развернутом и конкретном виде идею о непостоянстве состава целого. Достаточно вспомнить историю возникновения кислородной атмосферы на Земле.

Резюмируем вышесказанное об акциденциях и персистенциях:

А) большинство персистенций имеет приспособительное значение

Б) акциденции в конечном итоге двигают эволюцию

В) существует спектр взаимоисключающих персистенций

Г) некоторые персистенции не имеют селективной ценности

Автор: Матюшкин Игорь Валерьевич

Контакт: mivmiv@yandex.ru


Другие статьи по теме:
 НАШИ КОРНИ
 ЭВОЛЮЦИЯ МЕТОДОВ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
 Информационная и организационно-коммерческая деятельность
 О ЕДИНСТВЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В РАМКАХ ДИСКРЕТНОГО ПОДХОДА
 О новых технологиях дорожного строительства

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Популярные услуги:

  • Ранжирование проектов в России и за рубежом

    Содействие в участии в зарубежных выставыках и конференциях: от подачи завки и подготовки рекламного материала до самого проведения. Подбор кадров для представительств зарубежных компаний и организаций.

    К услуге

  • Продвижение Ваших проектов и помощь бизнесу

    Любые Ваши коммерческие идеи мы превратим в логически законченный, наглядно оформленный документ (бизнес-план), который можно преподнести инвесторам и партнерам..

    К услуге

Подпишитесь на новости:

И на вашу почту всегда будут приходить только самые интересные и отбрные новости нашего проекта.

подписка:

* В данный момент новости возможно получать только по каналу RSS

НАВЕРХ