У Вас есть удачное изобретение?

Публикуйте концепцию и возможно инвестор заметит Вас!

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Ценностный аспект развития современных экологических практик

21-01-2024

Проанализирована проблема включения ценностных ориентаций в структуре постнеклассической экологических практик. Особенности их ценностных измерений представлены через исследование отношения объективного и субъективного, истинного и нравственного, этики трансдисциплинарных науки и роли габитуса в экологических практиках.

Становление постнеклассической типа рациональности как нового научного и технико-технологического мышления находит проявление в особенностях практической деятельности. Речь идет о феномене постнекла такесической практик, методологические проблемы которых исследуются украинскими и российскими философами

В.Кизимою, В.Моисеевим, Т. Суходуб и др.. Акцентируется на том, что нужна новая парадигма практики, поскольку современный человек действует в довольно сложной ситуации - ситуации передзаданности. Новая парадигма практики имеет осветить суть постнеклассической практик как трансдисциплинарных понятия. Особенностью постнеклассической практик является личностная включенность в решение проблем, это постоянный поиск, связанный с выбором из многих, часто противоречивых предложений бытия. Это порождает проблемы аксиологического характера. Кроме того, исследователи обращают внимание на методологические возможности понятия габитуса, введенного П.Бурдье, на роль габитуса в осуществлении определенного выбора. Отмечается, что постнекласичний габитус проявляет себя в новом социокультурном контексте - рациональное действие проявляет собственную габитуальнисть.

Цель данной статьи - исследовать ценностные аспекты, которые проявляются в процессе формирования экологических практик. Проанализировать роль понятия габитуса для формирования постнеклассической экологических практик, чтобы показать проявление габитуального и ценностного в экологических практиках.

Особенности объектов исследования современных научных исследований и практик влияние на природу, ее преобразование становятся основой не только для эпистемологических, методологических подходов, но и для порождения этических аспектов постнеклассической практик. Речь идет о таких объектах исследования современной науки, которые являются сложными системами, которые самоорганизации-низуються и само-развивающихся в которые как органический компонент включен человек - объекты экологии, включая биосферу, медико-биологические комплексы, объекты биотехнологии, генной инженерии, системы «человек - машина», включая сложные информационные комплексы, системы искусственного интеллекта и т.д.. Особенности исследовательского и практического отношения к таким объектам обусловлены тем, что с определенными системами нельзя достаточно свободно экспериментировать и включать их в практической деятельности человека, поскольку существенную роль начинает играть знание запретов на некоторые исследовательские и практические действия, которые потенциально содержат в себе последствия кризисного и катастрофического характера.

Как отмечает В.Стьопин, в связи с исследованием в современной науке сложных систем, саморозвы-щихся, «трансформируется идеал ценностно-нейтрального исследования. Объективно-истинное объяснение и описание применительно к «человекоизмерительной» объектов не только предполагает, но и предполагает включение ак-сиологичних факторов в состав объясняющих положений »1. При изучении человекоизмерительной систем исследователю нужно решать ряд проблем этического характера, определяя границы возможного вмешательства в объект. Научное познание начинает рассматриваться в контексте его социального бытия.

Указанное касается таких наук, как экология. Так, Е.Лебедь отмечает, что в современной экологии значительную роль играют аксиологические принципы. Время исследователь считает, что введение в экологию аксиологических принципов «стимулирует интервенцию в науку субъективности, что характерно сегодня не только для гуманитарного, но и естественнонаучного познания. Тогда Наут становится идеологией или мировоззрением »2. Относительно экологии, замечает исследователь, «воля к объективности, которая демонстрируется на протяжении всей своей истории экологией, сейчас загоняется в темный угол, в котором ищут определенный абсолют. Объективность и классическая рациональность становятся фикциями, а природа - собеседником, которого достаточно понять, чтобы скромно уйти в тень обретенного смысла, отличающийся от смысла, добытого другим. Задачей науки становится скольжения по стыкам концепций .., на которых вибрирует

общий смысл ». Возникают уже не «тривиальные модели хищничества и конкуренции, а модели Вселенной как живого организма. Возможны и другие привлекательные образы старого доброго гилозоизму »3. С другими акцентами, но такую же проблему анализирует В.Стьопин, отмечая как на характерном моменте на том, что «после развития современных представлений о биосфере как глобальной экосистеме выяснилось, что окружающая, непосредственно нас окружает, есть живой организм, в который включена и человек. Эти представления уже начинают в определенном смысле входить в резонанс с организмическая образами природы, присущие древним культурам »4.

Итак, есть точки зрения о единстве биосферы и человека возрождением древних философских традиций одушевление природы и можно совместить аксиологические принципы и требования научной объективности? В.Стьопин смысл первого вопроса видит как проявление диалога культур - восточной и западной 5. Относительно второго вопроса, если обратиться к современной экологии, следует заметить, что она не может быть ценностно нейтральным, поскольку изучает не только отношения живого как такового и окружающей среды, но и человека и окружающей среды. Причем несмотря на то, что человек уничтожает окружающую среду, она не может считаться нравственной. В сегодняшнем мире сфера нравственного отношения расширена, и к ней включено и отношение человека к миру живого, к окружающей среде. Сформировалась такая отрасль, как экологическая этика, содержащий этические регулятивы человеческого отношения к природе.

Время, поскольку современная экология представлена совокупностью дисциплин, которые четко определяют свое познание экосистем как научное исследование - синекология, аутэкология т.д., ее целью является объективно истинное знание. Это вполне соответствует как классической, так и постнеклассической типам научной рациональности, поскольку постнеклассической наука не отрицает объективной истинности знания как цели научного исследования. Хотя в конце ХХ ст .. - Начале ХХ! ст. тип научной рациональности меняется, однако это не означает отказ науки от истины. «Во всех типах рациональности сохраняются две основные установки научного этоса: нацеленность на поиск объективного знания и наращивание этого знания. Согласно хранятся две основные этические запреты - на сознательное искажение истины и запрет на плагиат. Но условия реализации этих установок изменяются в разных типах рациональности "Движение методологической мысли к признанию необходимости учета момента субъективного, роли человека в получении определенного содержания знания связан с признанием людиномирности сложных объектов современного научного исследования и самого мира предметной деятельности. Эти феномены достаточно подробно проанализированы М.К.Петровим, который подчеркивал, что «между знаковым кодированием индивидов в специальной деятельности, в частности в научной, и границами человеческого познания существует, похоже, определенный континуум человеко-размерности, создан знаковыми реалиями, которые определяют нормы поведения и деятельности. Основой и поводом для возникновения такого континуума выступает необходимость постоянного кодирования индивидов в специализированные виды деятельности. где знаки используются примерно в той же функции, в которой «естественная социальность» использует гены »7. Анализируя, как подбираются источники для поддержания собственной научной идеи, М.К.Петров приходит к выводу, что это выбор скорее субъективный, чем объективный. На наш взгляд, ход рассуждений этого исследователя и ход рассуждений социолога П.Бурд "есть, что вводит понятие габитуса, сходны.


Другие статьи по теме:
 Сотрудничество с ЕС осуществлялось в рамках программы tacis
 ПОЧЕМУ ВСЕ ЖЕ ВЫМЕРЛИ МАМОНТЫ?
 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОРПОРАЦИЙ
 ПАЛЕОПСИХОЛОГИЯ И ИСТОРИЧЕСКАЯ (ЦИКЛИЧЕСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ
 РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - введите символы с картинки (регистр имеет значение):

Популярные услуги:

  • Ранжирование проектов в России и за рубежом

    Содействие в участии в зарубежных выставыках и конференциях: от подачи завки и подготовки рекламного материала до самого проведения. Подбор кадров для представительств зарубежных компаний и организаций.

    К услуге

  • Продвижение Ваших проектов и помощь бизнесу

    Любые Ваши коммерческие идеи мы превратим в логически законченный, наглядно оформленный документ (бизнес-план), который можно преподнести инвесторам и партнерам..

    К услуге

Подпишитесь на новости:

И на вашу почту всегда будут приходить только самые интересные и отбрные новости нашего проекта.

подписка:

* В данный момент новости возможно получать только по каналу RSS

НАВЕРХ